"По грудному импланту можно ездить на мотоцикле": пластический хирург о своей професии и ее издержках
Пластическая хирургия в нашей стране приобрела необычайную популярность в последние годы. Свою внешность довести до совершенства стремятся и женщины, и мужчины. Но существует ли "идеальная внешность", по какой причине люди к ней так стремятся, и о многом другом мы поговорили с пластическим хирургом Алексеем Лазуренко.
Лазуренко Алексей занимается пластической хирургией с 2003 года. Эта специальность включает в себя косметическую часть, реабилитацию, реконструкцию и общую хирургию. Его общий стаж в медицине уже 23 года. По словам врача, ранее, при Украине, специальности "пластический хирург" у нас не было. Теперь же все желающи при возможности могут и в Крыму исправлять в своей наружности то, что хотелось бы.
- Алексей Сергеевич, западная статистика говорит о том, что самые распространенные операции в вашей сфере - это липосакция, ринопластика и увеличение молочных желез. Как обстоят дела у нас ?
- Это мировая статистика. Лично в моей работе более часты операции лица. Это нос, веки, скулы, а потом уже липосакции. А в столицах больше - грудь. Но, в принципе, у меня идет универсальная пластическая хирургия и контингент клиентов достаточно разнообразен.
- У вас к клиентам подход мягкий и лояльный или жесткий на первичной консультации?
- Скорее жесткий. Подход и фильтрация мощная, я ведь уже хирург немолодой. Поэтому тут роль главную играет не азарт, а возможность профессионально выполнять свою работу. Отбор веду всегда. Если кому-то не могу помочь, никогда не беру и направляю, куда надо.
- А куда надо?
- Есть центры, которые специализируются на особых видах травм. Такими операциями уже должны заниматься научно-исследовательские институты.
- Расскажите, какая подготовка к пластической операции? Она какая-то особая?
- Особой подготовки и каких-то специальных предварительных мероприятий нет. Ведь это все изначально здоровые люди. Они не больные, а пациенты. Это проблемы эстетического плана. В этом плане мне легче , нежели хирургам, которые берут экстренного больного. В чем еще плюс моей специальности, что пластика никогда не затрагивает жизненно важных центров человека. До жизненно важных органов в своей работе я не добираюсь.
- А сколько длится примерно реабилитация?
- Две недели чаще всего. Это то, что касается синяков и отеков. То есть, визуально видных последствий операции.
- Вы сказали, что одним из направлений вашей деятельности является реконструкция. Я читала, что это направление бюджетное, и на него выделяются квоты. Расскажите об этом.
- Реконструкция бывает разной. В данном случае подразумевается восстановление груди, например, после онкологии. Квоты действительно существуют, и их используют для того, чтобы помогать таким людям. Но это не всегда получается, программа эта несовершеенна. И денег на такой объем пациентов не хватает. Поэтому они или не хотят ждать, или их не устраивает тот вариант операции, который им предлагается. Когда пациенты приходят ко мне, они получают за оплату то, что они хотят. А федеральные программы не дают право выбора. Только то, что предусмотрено. Я же предлагаю пациенту на основании опыта индивидуальный вид операции, максимально "выгодный" пациенту.
- Скажите, а операция посмене пола - это же тоже реконструкция?
- Операциями по смене пола не занимаюсь. Потому что это юридически оформлять достатосно сложно, соответственно делают это не везде. Чаще всего уезжают в Тайланд. Кстати, все эти желающие очень интересные люди. У них серьезный подход к этому делу. Вот если они решили, значит так и будет. И чаще всего они выбирают Тайланд, потому что там самые профессиональные хирурги этого направления с отличным опытом.
- Я так понимаю, у вас уже богатый опыт общения с такими людьми?
- Конечно! Они приходят. Но пол мы не меняем, а вот грудь мужчинам делаем.
- Получается, за сменой пола обращаются больше мужчины?
- Да, они. Вообще большинство моих пациентов это женщины, где-то - 95 %, а мужчины - 5%, обычно они (прим. ред. - мужичины) веки делают, а нетрадиционной ориентации обычно хотят грудь, подбородки, губы. Такие "хорошие" губы. (показывает на себе) Но это небольшой совсем процент.
- А как вы думаете, почему мужчины так стремятся пол поменять?
- Не могу точно сказать. Смотрю я на него: нормальный, красивый, высокий, спортом занимается, но нравится ему быть женщиной! Я одно могу сказать, такие люди есть, игорировать их нельзя, а уж тем более, в их адрес какой-то геноцид применять. Те, которых я встречал, очень культурные люди. Немножко своеобразные, но мы ведь все такие!
- А бывали ли у вас пациенты-мужчины с просьбой увеличить половой орган?
- Для этого сейчас не нужно хирургическое вмешательство. С помощью специально аппарата производится растяжение. Но не многие на такую процедуру соглашаются. Это в основном проводят специалисты на базе специальности уролога. В Севастополе это вообще не распространено. А как к пластическому хирургу ко мне за этим еще не обращались. В Крыму некоторые специалисты занимаются фалопротезированием и устранинием импотенции. Но все это по медицинским показаниям проводится, например, по причине сексуальной дисфункции.
- Скажите, в вашей практике были странные просьбы об операциях?
- Скорее, нелепые. В основном это молодые девчонки, которым кто-то сказал, например, что у нее подбородок некрасивый, и она бежит в слезах, просит скорее переделать. Общаюсь, переубеждаю.
- Вообще часто отказываете?
- Редко. В основном при отрицании своего тела, когда все не нравится. Но это психологическая проблема. Там хоть что сделай, все равно не понравится. Еще отказываю, когда не находим консенсус. То есть нет лояльного отношения пациента к хирургу. Тогда зачем? Если мы изначально не довольны друг другом. И не понимаем друг друга. Есть вариант решить вопрос чуть позже или не браться за эту работу.
- А с какого возраста можно делать пластику? Когда можно родителям привести к вам своих детей, чтобы исправить какие-то недостатки путем пластики?
- В случае детей лучше подождать. Например, рубцы после травм не берут сразу, они со временем уменьшаются. А вот если заячья губа, то это следует сразу делать. Но этих пациентов направляют в специализированные центры через детскую больницу.
- В какой город?
- Чаще всего в Москву.
- То есть, если это совсем кроха, ему уже можно делать пластику?
- Да, но тут уже семья решает, когда это лучше сделать. Ко мне чаще всего приводят подростков с проблемами ушных раковин, то есть, лопоухостью. В научно-популярной литературе говорится, что их можно оперировать с семи лет, но я рекомендую в более осознанном возрасте, с 11.
- С помощью пластики, как считаете, можно ли убрать психологические проблемы?
- Смотря какие. Если человек зациклен на своей внешности то, конечно, можно. Была маленькая грудь, сделали больше, получили стопроцентный результат. Был кривой нос, сделали прямой – то же. Как говорится, "результат налицо".
- К психологу рекомендуете обратиться, если запросы неадекватные?
- Ни в коем случае! Что вы?! Мягко пытаюсь ободрить, улучшить настроение, доказать, что он или она в моих услугах не нуждается. Но, не дай боже, направить к психологу. Это так глубоко нетактично.
- Я читала, что некоторые люди чувствуют себя комфортно при удалении какой-то здоровой конечности или нанесении ему "искусственного" увечья. Были в вашей практике такие случаи?
- Был один парень, который попросил слелать ему шрам на весь живот, чтобы смотреться мужественнее. Я ему объяснил , что мы таким не занимаемся. Пригласил другого хорошего специалиста, который также не рекомедавал это делать.
- Вы сказали, что большинство пациентов - это женщины, и они часто увеличивают грудь. А есть ли те, кто уменьшает?
- Таких почти нет. В основном только подтяжки. Да и гигантомастия – это нечастое явление. Или гипермастия. Если делается уменьшение – это редукционная пластика, когда часть железы убирается. Сейчас основной запрос сделать "тройку". На огромную никто не претендует.
- И никто не просил сделать например десятый размер? Утрирую, конечно.
- Была такая. Просила ставить 625 миллилитров.
- Это как?
- У нас не по "чашкам" считается, а по миллилитрам. Каждая фирма выпускает определенной формы, а объем считается в миллилитрах. Импланты идут с разрывом в 30 миллилитров. И сделать может производитель какой угодно объем.
- А сколько это получается 625 миллилитров в размере "классическом"?
- Ну, 400 – это где-то 4-й размер. 625 - к седьмому стремится. Но вы учтите, что он накладывается на свой, уже имеющийся, бюст. Поэтому я говорю примерно. Для мягких тканей груди он, конечно же, тяжеловат, и со временем приходится делать подтяжку.
- Скажите, а из чего сейчас состоит имплант?
- Все фирмы адекватные, а с неадекватными я не работал, используют силикон. Он выпускается на двух заводах в мире. Это медицинский силикон, что очень важно. И оболочка из него, и внутренняя часть. Они балуются с формулой, но на исходе то же вещество.
- Раньше была такая "мулька", что имплант может лопнуть в самолете, что скажете на этот счет?
- Уже давно развенчали этот миф. Лично я, съездив на завод в Германию, убедился, насколько крепкое это изделие.(прим. ред.- имплант). Что они только с ним не делали. И терли, и растягивали, и пресовали. Сами владельцы рассказывали, как они и на мотоциклах по ним катались, и на машинах. Это очень крепкая конструкция. Крепче человеческих костей.
- Получается, у женщины, которая поставила импланты, это теперь самая крепкая часть тела?(смеюсь).
- Да. Но это инородное тело, и нужно к нему внимательно относиться.
- А правда ли, что теперь на каждый имплант выдается паспорт?
- Это не паспорт, а стикер. Там обозначены данные, о которых приходилось ранее выпытывать у пациента по прошествии лет. После лет 15, когда импланет "сполз", нужно иметь представление, что было поставлено ранее: какая фирма, какая форма, серийный номер и так далее. У ортопедов, кстати, с искусственными суставами то же самое. Этот стикет надо сохранять для врача. Это супер важно. Сейчас все фирмы дают пожизненую гарантию на импланты, но человек ведь живое существо, соответственно, в будущем придется произвести определенные манипуляции по замене или подтягиванию.
- Скажите, а вы бы хотели что-то изменить в своей внешности?
- Я бы, конечно, себе нос поменял (заглядывает в зеркало). Остро этот вопрос у меня стоял в школьные годы. А потом я подрос, и работа закрутила.
- А теперь не первостепенная задача?
-Ну, да. Может быть, на пенсии.
- А вы делали пластические операции кому-то из семьи своей?
- Я практически уже всем из семьи что-то делал. Всякие бывали проблемы. Из сотрудников тоже. Особенно этим летом. Летом есть возможность позаниматься своими делами. Кстати, есть такой вопрос, когда лучше делать пластику. Делать лучше тогда, когда хирург не уставший, и у него есть время. Вот лето очень подходит.
- Скажите, а что в вашем понимании - идеальная внешность, может, на примере звезды какой-то?
- Есть такая система, когда берется миллион фотографий и накладывается одна на другую в программе. Наложили, отсекли все лишнее и получили идеальное лицо. Это будет лицо среднестатистического человека. Без индивидуальности. Получается манекен. Нельзя бояться ассиметрии и нельзя ее разрушать, а иногда и возможно, именно она рождает красоту.