Подземный Севастополь: эхо войны и стройка века
Боевая слава Севастополя оставила большой след не только в сердцах его жителей. За многие годы под городом-героем было построено немало индустриальных объектов. Подземные командные пункты, лазареты, бомбоубежища, канализационные коллекторы, казематы, водоводные тоннели... Еще больше мифов ходит о подземном Севастополе: кто-то не так давно даже рассказывал про метрополитен, который "тщательно скрывается" от простых смертных. Как оказалось, за "подземку" урбантуристы приняли проходную Севморзавода. Но обилие других, покрытых завесой тайны "объектов", будоражит умы севастопольцев.
День "Д"
Девять утра, место встречи – "поворот на Алсу". В семнадцати километрах от Севастополя меня ожидает "проводник" – спелестолог Андрей. Объект для "заброса" (исследования) сегодня – "запасной командный пункт Черноморского флота СССР", также известный под именами "Объект 221", "Алсу-2". Его строили 15 лет, с 1977 по 1992. С распадом союза почти готовый комплекс забросили.
Однако до 221-го еще нужно добраться – впереди непростая дорога в гору по свежей просеке вдоль линии электропередач.
Величественные горы и редкие заброшенные строения. Урочище Алсу, Балаклавский район
Спелестолог Андрей Костерин восхищается крымской природой, параллельно рассказывая о достопримечательностях этого района
«Монументальный памятник эпохи великих надежд…»
По пути к "Объекту" Андрей рассказывает о себе и о спелестологии. В его речи много профессионализмов – "заброшка", "герма", "ствол". Фольклор индустриальных романтиков во многом состоит из сокращений технических терминов и шутливых названий систем и сооружений. Например, "Алладин" – костюм химзащиты Л-1, "ПРУха" - противорадиационное укрытие.
– Началось все с того, что я классе в 8-м полез с товарищем в обычную "ПРУшку" под домом. Ходили там с фонариками, шугались шорохов. Было непривычно, местами страшно, но мы поняли, что это круто. После этого были водосборные гроты на Максимовой даче, потом "объект 221". Внезапно я осознал, что это мое! И вот уже 9 лет исследую подземные сооружения.
После разминки в виде прогулки по лесу мы подходим к сооружению. Из-за деревьев выглядывают бетонные стены с нарисованными окнами – этакая наружняя маскировка. Сделана она для того, чтобы "вражеский спутник" посчитал секретный бункер посреди леса типичной советской "хрущевкой".
У входа разбит лагерь страйкболистов – ребята "воевали" все выходные. "Талибы" победили "Американцев", и сейчас у костра происходит "разбор полетов".
Форма и снаряжение кажутся знакомыми. Оказалось, что мы уже встречались на Крымском военно-историческом фестивале
Познакомились, выпили по стакану чая из "сухпайка". Теперь пора отправляться на объект. Пугающая неизвестность смотрит из черноты сквозь разломы. Где-то в голове крутится мысль: "зачем вообще на это подвязался, сидел бы дома спокойно". Но отступать некуда – любопытство берет верх.
У самого входа в объект еще проникает солнечный свет. Андрей говорит, что это ненадолго. Вооружившись фонарями и фотоаппаратом, мы входим в потерну, которая по размерам не меньше тоннеля метро. Высокие потолки, величественные своды. Здесь спокойно проедет грузовой автомобиль.
На стенах объекта много философских надписей. Они сопровождают гостей подземелья всю дорогу
Интервью под землей
В "наземной" жизни Андрей работает электриком на крупном крымском заводе. В такие походы он выбирается где-то раз в месяц. Большинство объектов полуострова уже давно изучено спелестологами, и новые "точки" появляются нечасто. Закрытые и охраняемые объекты исследователи не любят – велик риск "запала" (обнаружения нелегальных гостей охраной с последующими приключениями в РОВД)
– Андрей, что привлекает вас в посещении подобных мест?
– Наверное, чувство того, что я нахожусь в рукотворном объекте. Интересно ходить, смотреть, предполагать, что для чего предназначалось. Очаровывает еще доля экстрима – при посещении таких объектов она определенно присутствует.
180-метровая вентиляционная шахта ведет на вершину горы Мишень
– Самые интересные места, где я был – "сотка" (частично заброшенная ракетная база в Балаклаве), "221-й" и крымская атомная электростанция. Последний хоть он и не подземный, но стоит того, чтобы посетить. Почти все оборудование оттуда, конечно, вывезено. На данный момент сооружение заброшено полностью, охраны нет. Посмотреть стоит хотя бы фундамент реактора – гигантская железобетонная конструкция. Еще очень хочу поехать в Припять, как и все сталкеры и диггеры, но это трудно. Трудно собрать команду, деньги найти и время.
На таких объектах можно найти много чего: от бытового мусора до предметов "той" эпохи. Иногда попадаются остатки военной электроники, каски рабочих. Лично Андрею не приходилось находить ничего криминального, хотя случается, что подземные исследователи натыкаются на останки тел и нелегальное оружие.
"Крысиный король" и "Колодец Ктулху"
В тоннелях подземного штаба можно бродить часами, настолько они большие. За многие годы потерны обросли достопримечательностями, и опытный экскурсовод рассказывает о самых интересных из них.
– Когда-то давно какой-то "деятель" бросил в дренажный колодец горсть флюоресцеина (красителя, которым спелеологи подкрашивают жидкость и изучают движение воды в подземных полостях). До сих пор вода ядовито-зеленая. Мы прозвали это место колодцем Ктулху. Возле него нельзя шуметь, иначе владыка миров, спящий на дне, заберет тебя.
Чуть дальше, в соседнем тоннеле, есть Крысиный Король. Это "дух объекта", его иногда "подкармливают" гости подземелий. На удачу, что называется.
Разных граффити и философских надписей на стенах очень много. Многие повествуют о нелегкой жизни простого человека, где-то скрыт сакральный смысл. Когда-то давно, рассказал Андрей, здесь была надпись "Аренда мопедов" – и телефон. Подземная "тусовка" не лишена юмора.
Объект 221 – своего рода подземный город со своими улицами, легендами... Как и везде в стране, здесь есть свой Ленин. Местный "Ильич" находится в тупике и показывается внезапно, из-за угла.
Большая часть 221-го – длинные коридоры и переходы. Фонарь высвечивает стены, но до конца "пробить" не может - очень большие расстояния и полное отсутствие какого-либо света. Если резко посмотреть назад, глаза упираются в абсолютную черноту. Лучше не думать, что может быть у тебя за спиной. Внезапно Андрей останавливается и тихо сообщает мне: "Мы здесь не одни!"
Неожиданная встреча
Издалека слышались голоса, но из-за многократного эха разобрать что-то было невозможно. Кто же это мог быть? Много лет объект разбирают "металлисты" – нелегально распиливают стальную обшивку бункера и сдают ее в лом. Конечно, встреча с такими персонажами не предвещала ничего хорошего.
Все оказалось проще, и мы столкнулись с другой группой исследователей. Их экскурсовод оказался знакомым моего проводника, а гости подземелий – украинскими туристами.
– Мы в Севастополь приехали на четыре дня. Узнали про такие замечательные памятники советской эпохи, и товарищ решил нас любезно провести, познакомить с этим бункером. – рассказал человек с позывным Ксан.
– Объект впечатляет. Огромное количество работы, ресурсов было потрачено. Жаль, конечно, что эта стройка века не была закончена. Хорошо еще, что объект не понадобился по прямому назначению, но сил сюда "вгрохали" немерено. Интересно, могут ли сейчас наши страны даже вместе строить что-то такое, – поделилась впечатлениями Стелла.
Здравствуй, мир!
Почти два часа мы исследовали объект. По сути, запасной командный пункт – четырехэтажный дом, построенный внутри горы Мишень. Внутри планировали разместить казармы, электростанцию и даже кинотеатр. Точных планов и схем объекта до сих пор нет в открытом доступе. Эти папки хранятся в архивах под грифом "Секретно".
Ограждения отсутствуют - если что, падать придется четыре этажа
– В скором времени собираюсь посетить аджимушкайские каменоломни, – делится планами мой проводник, – Был там проездом только, времени не хватило на полноценное посещение. Там есть часть, куда водятся экскурсии, а метрах в ста есть дикий вход. Там до сих пор находят боеприпасы, медикаменты, оружие. Недавно подняли на поверхность целый трактор.
И вот, вдали виден солнечный свет. Мы выходим на поверхность за сотню метров от входа.
Стоит помнить, что посещение некоторых мест может быть смертельно опасно. Острая арматура, открытые шахты, неплохой шанс заблудиться в лабиринтах. Небетонированные объекты, вырубленные в горной породе, иногда обрушаются от неосторожных движений диггеров.
– Я бы посоветовал начинающим ни в коем случае не спускаться под землю в одиночестве. Желательно найти знающего человека, а если таких не имеется – собрать адекватных друзей, у которых головы на плечах. Набрать фонариков побольше, разузнать информацию об объекте и только после этого осторожно идти. – резюмировал наше интервью Андрей.
Читайте также:
- Заброшенный детский сад – материал НАШЕЙ.
- Иногда бродить по старым заброшенным зданиям бывает опасно.
Вступайте в НАШУ группу "ВКонтакте", узнавайте новости первыми и выигрывайте призы!