Парусный спорт — это не только статус, но и умение быть сильным: В Севастополе завершилась яхтенная регата "Дружба"

Многие люди, услышав слово "яхта", представляют себе роскошное дорогое судно. Однако прежде всего яхтинг — это спорт, умение управлять парусной лодкой, справляться с ветром и волнами и выбирать правильную тактику ведения гонки. Для этого нужны сила, выносливость и способность быстро принимать верные решения.

Старт

Громкий гудок — сигнал к первому старту соревновательного дня. Общее правило яхтенных регат: обратный отсчет начинается за несколько минут до начала гонки. Это время дается командам на то, чтобы они подошли к стартовой линии и выбрали стратегию — как обходить буи (каким бортом, правым или левым) написано в гоночной инструкции, а как проходить дистанцию – это решается по ходу после старта. Перед стартом главное – сам старт. Считается, что хороший старт – это половина победы.

Севастополь принимает уже вторую регату "Дружба". Гонки проходят в формате городских соревнований. Это значит, что яхты не скрываются где-то за горизонтом, а соревнуются на виду у публики.

В соревновании приняли участие три класска яхт – sb20, четвертьтонник и минитонник. Четвертьтонник называется не по массе, а по длине корпуса, которая равняется 25 футам. Минитоник – это это самые маленькие крейсерско-гоночные яхты, а sb20 –быстроходная трех-четырех местная спортивная яхта с мощным современным парусным вооружением.

Отсчет последних секунд — один из самых важных моментов в любой гонке. Ошибка на старте может стоить победы. А фальстарт наказуем — экипаж, пересекший линию раньше положенного, должен вернуться и стартовать еще раз. Продолжительность гонки зависит от направления и силы ветра и волнения моря. Идеальные условия: скорость ветра и волнение моря до 3 баллов.

– В шторм не плаваем. Хотя сюда пока шли, попали в высокую волну от Новороссийска до Анапы, - рассказывает участник Евгений Алехин. – Укачивало всех и опытных и неопытных. После ветер утих и мы спокойно дошли.

Капитан стратег и тактик

Как только гонка стартует, на яхтах начинается ажиотаж и со стороны напоминает муравейник. В составе команд от трех до пяти человек. Их каждый шаг просчитан, любое действие подчинено какой-то конкретной цели. Все члены команды понимают друг друга с полуслова, а роли между ними распределены заранее.

Капитан — это главный человек, который следит за общей картиной гонки (изменениями ветра, положением соперников), и оперативно реагирует на обстоятельства, выбирая тактику гонки.

– В яхтенном спорте всегда нужно уметь быстро принимать решения, где пространства для маневров не так уж много, а течения и ветер иногда очень сложно предсказать, нужно думать и действовать очень быстро, — говорит Николай Эсаулов.

Ему 73 года, и 64 из них — он занимается спортом. Эсаулов заслуженный тренер УССР по олимпийским видам спорта, тренер команды ЦСКА Севастополе.

– У нас была слабая техника, но мы умудрялись занимать первые места. Тренировались по примеру трёхкратного олимпийского чемпиона Валентина Манкина – ночью. К примеру, днем не было ветра, мы силовыми тренировками занимались, а ночью выходили в море. Это сложно, здесь нужно чувствовать направление ветра, – вспоминает былые времена Николай Эсаулов.

Нарушил - иди под суд

В программе соревнований семь гонок. Количество гонок и их длительность зависит от погодных условий. Гоночный день начинается обычно в 9 утра, а закачивается около пяти часов вечера.

– Мы получаем официальное разрешение от города на проведение гонок. Нам известно, когда суда будут проходить в акватории. Об изменении обстановки в море нам сообщают диспетчера, - рассказывает Дмитрий Гиммельфарб, организатор соревнований. – И в это время любые суда могут ходить по акватории даже в том месте, где проводятся соревнования.

Судейская яхта постоянно следуют за участниками, — следит за выполнением правил.

Нарушить правила чаще всего значит "подрезать" соперника, перекрыть ему курс, несоблюдать дистанцию. Бывает, что это происходит непреднамеренно, а из-за ошибки соперника. Тем не менее провинившийся экипаж наказывают штрафом: снимают очки за гонку.

Чтобы судьи заметили и зафиксировали нарушение, кто-либо из участников пострадавшей команды должен поднять вверх сигнальный красный флаг. Для выяснения обстоятельств протеста, устраивают настоящий суд.

– В яхтенном спорте действуют принципы честной игры. Это на берегу мы все друзья и приятели, а во время гонки сами должны следить за тем, чтобы никто не нарушал правила. Кем бы мне ни был человек на лодке соперника — другом, сватом, братом, — я все равно подниму флаг, если он нарушает правила, – рассказывает Александр Зыбин, мастер спорта международного класса по парусному спорту, призер Чемпионата мира

Четыре дня-семь гонок

За несколько дней соревнований спортсмены проплыли в акватории Черного моря более 50 миль, это почти восемьдесят с половиной километров. Имена победителей определили 3 мая по итогам четырех гоночных дней. Победителем стала команда яхты "Нептун". Команда сборная из трех городов: Москвы, Керчи и Севастополя.

– У нас есть своя задача — популяризовать спорт, — рассказывает Дмитрий Гиммельфарб.-–Для нас главное привлечь детей.

— Сколько обучение ребенка будет стоить родителям?

    – У нас в клубе занятия для детей не будут стоить родителям ничего.

    Что дают человеку занятия яхтенным спортом, помимо возможности путешествовать?

    – Здоровый цвет лица и ровный загар, — смеется Дмитрий — Уверенность в себе. Они умеют бороться с волнами и ветром, терпеть холод и принимать решения. Они по-другому относятся к жизни.