"Генуэзский шлем": от хоббитских игрищ с кастрюлями на голове до международного фестиваля

Международный фестиваль "Генуэзский шлем" в шестнадцатый раз принимает участников и зрителей в Судакской крепости. С 4 по 21 августа на территории архитектурного памятника идут мастер-классы по ремеслам, торговля, рыцарские турниры, зрелищные мероприятия, конкурсы и вечеринки. Соцсети уже пестрят яркими фотографиями пользователей в средневековых нарядах и за гончарным кругом.

Как начинался, во что превратился и какие трудности сейчас встречает фестиваль, рассказал его главный организатор Павел Шепаревич.

Чем отличается первый фестиваль от того, что сейчас?

– Да всем! Это как ваш первый день журналиста и сегодня. Тогда, в 2001, это была кучка энтузиастов – человек 150. Исключительно на восторге создающая новый проект. Мы хотели что-то делать такое, вот и начали. В следующие два года наращивали опыт, росли, превращались в более профессиональное мероприятие. Сами посещали много тематических фестивалей. Это Воркута, Екатеринбург, Выборг и многие другие. Можно сказать, что в 2004 году "Генуэзский шлем" стал тем, что он есть сейчас. Не по масштабам, но по сути.

Как в начале "нулевых" пришла в голову такая мысль – рыцарский фестиваль?

– Началось все с хобби и хоббитов). В Симферополе было около 30-40 толкиенистов. И я, в том числе. Устраивали хоббитские игрища: с кастрюлями на голове и спинками от пластиковых сидений в качестве щитов бегали по лесам))) В России это тоже было, только немного раньше – лет на пять-шесть. Российские друзья и подсказали, что отлично было бы проводить фестиваль в Крыму. Сразу идея дальше разговоров не пошла, но потом все-таки мы созрели.

В этом году у вас возникли трудности с директором Судакской крепости. Как они сказались на фестивале?

– Эти трудности были и в прошлом году. Тогда нас пытались "выдавить" мягко. В этом же году руководитель крепости пошел дальше. Все началось с отказа подписать договор. Причем, в последний момент. В то время, как договор был у Раисы Новицкой на руках в течение трех месяцев, и ничего в нем не смущало. Пришлось решать вопрос через Аксенова и министра культуры. Но даже утвержденный министерством документ Новицкая ни в какую подписывать не хотела.

– Меняла условия в последний момент. Участникам отказывали в расположении на территории крепости – хотя это обязательное условие для подобных фестивалей во всем мире. Они же привозят свои шатры, атрибутику и создают дополнительный колорит. Время окончания фестивального дня тоже ограничивали с положенных 21 часа до 19 – это нереально в жару! Свет не дают подключить на складе, души позакрывали. Из-за задержки с утверждением сроков сорвалась реклама. Отменили нашу добрую традицию – льготное посещение для крымчан и бесплатное для жителей Судака. Всего и не перечесть. Получается, что настоящий наш бой не в доспехах на арене, а за кулисами. Бой за то, чтобы делать свое дело, то – что привлекает тысячи людей к нам каждый год вот уже 16 лет. Но мы верим в победу. Она всегда на стороне правды.

НАША справка. Максимальное число участников "Генуэзского шлема" – 860 представителей городов России, Латвии, Италии, Испании, Канады, Франции, Венгрии, Молдовы, Казахстана, Армении, Румынии, Эстонии, Польши, России, Белоруссии, Украины. За август 2015 года за 10 фестивальных дней мероприятие посетило 34 489 человек. 34 190 человек посещает памятник при обычном рабочем режиме за 21 день.