Автор герба Алушты о том, зачем понадобилась третья корона и почему это ошибка

Администрация города Алушты поддержала инициативу геральдической комиссии Крыма по добавлению на герб города третьей короны.

— В администрацию Алушты поступило заключение Геральдической комиссии Республики Крым. По результатам экспертизы, — сказала Глава администрации Алушты Галина Огнева, — так как Алушта — это городской округ, на гербе должна быть еще одна корона. Мы его доработаем, определим окончательный вид, и материал будет отправлен в Москву на утверждение.

Дело в том, что при президенте РФ работает геральдический совет, который разработал систему корон для каждого типа муниципалитетов. Для герба городского округа используется золотая башенная корона с пятью зубцами. По мнению геральдического совета корона городского округа не является обязательным элементом, ведь статус муниципалитета может меняться.

Исходя из этого, мнение комиссии носит не указующий, а рекомендательный характер. Прислушаться к рекомендациям геральдической комиссии или нет — это выбор администрации города. И для принятия подобного судьбоносного для Алушты решения неплохо было бы хотя бы проконсультироваться с людьми, которые в теме разбираются.

Новый герб мог бы выглядеть так

Мнение автора герба

Новость эта вызвала широкий резонанс и у горожан, и у экспертов, а обоснованность данного решения корреспондент НАШЕЙ постарался выяснить у автора нынешнего герба – историка и краеведа Вадима Девяткина.

Казалось бы, человек, которому, как автору, решением городского Совета было поручено осуществлять авторский надзор за символом города, должен был быть в курсе дела, но об этой "новости" Девяткин узнал от нас. Никаких общественных слушаний по этому вопросу не проводилось. Ни о каком либо конкурсе, как это было при первоначальном утверждении герба, не объявлялось. Никаких консультаций с автором герба также не было. Горожан лишь поставили перед фактом. Такое "решение" историк называет профанацией самой идеи, положенной в основу герба.

Герб – лицо и исторический портрет города

Герб, выполненный по правилам геральдики – это не просто картинка, как некоторые полагают, но отличительный знак, которой отображает то, чем этот город отличается от других ему подобных, и то, какую характерную черту он в неизменном виде пронес за всю свою полуторатысячелетнюю историю.

Найти среди зданий и сооружений в Алуште хоть что-то, что могло бы подчеркнуть её неповторимое своеобразие на протяжении всех 15 веков её существования, невозможно. Но есть события, которые с полным основанием могут считаться знаковыми. Это постройка крепости Алустон византийским императором Юстинианом I и присвоение статуса города российским императором Николаем II. Первый её основал, Второй вдохнул в неё новую жизнь.

Рисунок средневековой крепости Алустон, воздвигнутой византийским императором Юстинианом I

Это и нашло свое отражение в городском гербе и виде двух корон – византийской и российской, подчеркнувших преемственность традиций Византии и России. И не только в сфере административной деятельности.

Добавление на герб еще одной короны просто убивает на корню всю идею, – говорит Девяткин, – и вместо карты, символически отражающей тысячелетний путь Алушты, герб превращается в историю о том, как деревня пытается выглядеть городом. Теряется вся структура.

Сложность проделанной работы Девяткин продемонстрировал, принеся с собой толстую папку с сотней эскизов и расчетов

На вопрос о том, сколько времени потребовалось на создание герба, автор дал уклончивый и неоднозначный ответ: 20 лет, 1 месяц и одна ночь.

– Для изучения истории города и понимания сути потребовалось два-три года, - пояснил Девяткин, - остальные годы - это контрольный срок на предмет появления каких-нибудь свежих и серьезных идей по этой теме. В конкурсе я сначала не участвовал, но привлекался к работе комиссии по подготовке к празднованию столетия города. Когда упрекнули в том, что критикую предложенные проекты, но не предлагаю свой вариант, вынужден был предложить. На расчеты и проработку деталей ушел примерно месяц, а на изготовление эскиза – одна ночь. Но он так и остался эскизом, хотя его почему-то стали называть гербом.

Единственный из возможных

Именно благодаря основательности и серьёзности подхода, в конкурсе на эскиз герба среди множества вариантов, победил вариант герба, предложенный Девяткиным.

Самое основное – герб должен отображать сущность, – говорит его автор, – что в Алуште есть такое, чего нет ни у кого и что сохранилось на протяжении полутора тысяч лет. Это и был критерий отбора. Он оказался настолько жестким, что под него не попал ни один из представленных проектов. Ни курорт, ни сельское хозяйство, ни виноградарство… Ведь виноград есть и у нас, и в Судаке, и в Саках, Ялте, Молдавии – везде, а геральдика не подразумевает какие-то пейзажи и рисунки – одна голая символика. Поэтому, там нет ни Чатыр-Дага, ни Демерджи и никаких других ландшафтных памятников.

Цвет, размер, пропорции, числа, расположение — все в гербе выверено до мельчайших деталей, здесь нет ни одного лишнего символа. В любой геральдической фигуре должно быть минимум семь смысловых пластов, которые узнают не все и далеко не сразу

Скрытые геральдические смыслы двух корон

На вопрос, почему в большинстве гербов крымских городов короны нет вообще, а на гербе Алушты их целых две, историк ответил, что дело тут не только в том, что короны отражают преемственность города от Византийской и Российской Империй, но наличие двух корон отражает уникальность именно Алушты как "дважды-рожденного" города, ведь указы об основании города учреждались лично двумя императорами и фактически низведенная после турецкого нашествия до статуса деревни Алушта, получила второе рождение.

Кроме того, число два является для Алушты судьбоносным — это в том числе и расположение города, который на протяжении своего существования очень часто оказывался между двух центров или цивилизаций. В средние века он был "мостом" между двумя княжествами — Феодоро (Мангуп) и Генуэзцами.

Княжество Феодоро на плато горы Мангуп-Кале

Генуэзская крепость в Судаке (рисунок К. Боссоли)

Еще ранее, Алушта находилась точно посередине между двумя другими цивилизациями — Херсонесом Таврическим и Босфором. "Начинка" в символике двух корон в гербе достаточно плотная.

— Третья корона обозначает лишь статус города и не более того, а значение двух корон гораздо более глубокое и уходит вглубь веков. Многопластовость сводят к одной плоскости, самой поверхностной — это примитивизация герба, колхоз - третья корона уничтожает герб. Скажу метафорой — это как попытка заново переродить уже рожденного ребенка без зачатия.

Третья корона на гербе уже есть

Православную тему в истории Алушты Девяткин тоже не мог не отразить в символике герба. Да – в гербе Алушты, кроме истории, отражена также метафизика существования – это тоже один из семи скрытых смыслов двух корон. Корон, на самом деле не две, а три...

Во всех мировых религиях есть указание на три аспекта проявленного мира. Философы описывают эту тройственность как субъект, объект и процесс восприятия, а в православии, да и вообще в христианстве эта тройственность обозначается как Отец, Сын и Дух Святой.

Но Святой Дух бестелесен и не имеет формы, поэтому изобразить его можно только условно. Третья корона на гербе глазами невидима – это смысловой центр герба, который находится над башней между двумя другими коронами. Это точка, из которой расходятся все 12 лучей солнечной короны, представленные на большом гербе. Иногда этот символ изображают более конкретно — как треугольник со "всевидящим оком". Именно так это увидел и понял автор памятных медалей, выпущенных к 100-летнему юбилею Алушты.

Большой герб до сих пор не принят и не утвержден. Но это не мешает разглядеть отблески всех 12-ти лучей и золотистом цвете морских волн

Работа над ошибками: наверстать упущенное

В свое время, при разработке проекта герба, Девяткин опасался того, что сверху спустят "указивку" водрузить на герб украинский трезуб или еще какой-нибудь политический символ. Но во времена Кучмы политический маразм еще только начинал набирать обороты. Обошлось. Более серьёзными были опасения с короной Российской империи над "украинским" городом. Корона на гербе - это уже знак того, "кто в доме хозяин", если угодно – политический манифест, но, как ни странно, это не встретило серьезных возражений. Может быть по недосмотру, но ли по недомыслию, а может быть и в знак солидарности.

Сейчас наступили другие времена. То, что не удалось испортить пятнадцать лет назад можно попытаться "исправить" сейчас.

Жираф большой — ему видней

Ранее, депутатам горсовета не понравились цвета флага Алушты, потому что в нем преобладают синий и желтый цвета, ассоциирующиеся с Украиной. Негоже патриоту ходить со значком такого цвета на пиджаках. В этой инициативе, к счастью, депутатам отказали.

— Такой подход для администраций традиционный, - говорит Девяткин, - я много администраций пережил и всегда такое было. Исторические даты подгоняли к юбилеям или времени работы горсовета, сиюминутные интересы превалировали над наукой и здравым смыслом. Вы удивитесь, но очень многие даты из истории Алушты, которые вроде бы общеизвестны и у всех на слуху, не соответствуют действительности. Даже день придания Алуште статуса города — 31 мая 1902 года — это дата очень неоднозначная для исследователей, которые работают с архивами. Поэтому, новая инициатива меня не удивила — это стиль работы исполкома уже давно. К сожалению, ничего здесь не меняется и дров они еще наломают с этим гербом, ведь лучше потратить деньги на фейерверки, чем вникать в суть вопроса.

Справка

  • Герб (Erbe) – это наследственный родовой знак, являющийся также знаком принадлежности территории, имущества и преемственности власти. Эта традиция, возникнув в Германии, распространилось сначала по Западной Европе, а по мере распространения европейского культурного и политического влияния, и по всему миру.
  • После петровской административной реформы в России, гербы стали получать города, которые были административными центрами – губернии или уезды. Алушта, получив статус безуездного города, оставалась без герба.
  • Уже в годы советской власти, в 70-х годах гербы получили даже маленькие административные центры. Но советская геральдика, отказавшись от "средневековых пережитков" заполнила образовавшийся вакуум новой символикой – серп и молот, подъемный кран, химическая реторта, космический спутник и т.д.
  • В Алуште, насколько известно, впервые вопрос с гербом возник, когда был подписан договор о дружбе с финским городом-побратимом Ээнекоски. Тогда и появились первые символические изображения на геральдическом щите.
  • Позднее была выпущена серия значков с гербами городов Крыма, на которых был представлен и вариант герба Алушты. Но он так и остался значком, представляющим интерес для коллекционеров-фалеристов.
  • За победу в конкурсе на лучший эскиз герба Алушты автору было заплачено 550 гривен.

В нынешнем гербе, пять зубцов на башне крепости обозначают 6-й век, когда крепость Алустон была построена византийским императором Юстинианом I, что и принято считать началом образования города. А 15 рядов кладки — это возраст Алушты, полторы тысячи лет.

Синий цвет моря указывает на красоту, величие, верность и единство. Жёлтый или золотой цвет— это цвет солнца и он означает богатство, справедливость и великодушие.