"Бабушки" или супермаркет: алуштинцы высказались о стихийной торговле на Первомайской

В октябре в Алуште опять прошел рейд правоохранительных органов по ул. Первомайская, где развернуты точки стихийной торговли. По итогам рейда было выдано 2 предупреждения, а через час бойкая торговля уже вовсю возобновилась.

НАША попыталась разобраться в том, почему так происходит.

Закрыли рынок

История со стихийным рынком на улице Первомайской началась давно, когда функционировавший в районе автовокзала рынок закрыли, а на его месте построили сетевой магазин "АТБ" (сейчас "ПУД"). Рынок находился в районе пересечения нескольких улиц Алушты и был удобен как продавцам, так и покупателям. Уничтожив рынок, власти не побеспокоились о том, куда деть людей там торгующих. Ходить в единственный оставшийся рынок города — "центральный", людям далеко, а торговцам, которые остались без места, торговать там проблематично, потому, что места на центральном рынке заняты.

Вот и разбрелись люди кто куда, а ул. Первомайская стала новой точкой сборки для продавцов.

Пройти невозможно

Мнение горожан по поводу этого спонтанного рынка неоднозначное. С одной стороны это близко и удобно — покупать продукты и товары ширпотреба там, где живешь или регулярно ходишь. А с другой стороны — невозможно пройти.

— Я отношусь к этому рынку крайне отрицательно, — говорит Владимир Паламарчук, местный житель.

- Это же пешеходная зона и единственный прямой путь из центра города к автовокзалу. У меня дети, часто с коляской хожу, а пройти невозможно, особенно летом. Это ужас. Если бы перенесли все это, я бы не возражал. "Новый рынок" же есть, это недалеко совсем, я ходил бы туда без проблем.

Импортозамещающие бабушки

Наряду с ширпотребом, на первомайке торгуют также местными овощами и фруктами со своих огородов. У многих горожан есть своя знакомая «бабушка», у которой они регулярно покупают качественные продукты по конкурентной цене.

Людмила, одна из таких бабушек, на вопрос о перспективе переезда в другое место ответила, что ей все-равно, лишь бы там были покупатели.

— Конечно, — говорит она, — торговые лотки занимают много места, но это относится больше не к нам, пенсионерам, а к тем, кто сюда машинами заезжает и занимает половину прохода своим товаром. У меня все домашнее — и людям хорошо и мне копеечка к пенсии. Нам бы лучше места определили, узаконили бы нас, а не гоняли как преступников как-будто проблем других нет.

Бабулек надо оставить

Анна Никитина делает покупки на первомайке регулярно и ходить в другое место не собирается, но на тесноту прохода все же сетует:

— Вот бабулек надо оставить, у них свежее все и натуральное, да и куда им аренду на рынках платить, поторгуют пару часов в день помидорами и уйдут. А вот дельцов этих с машинами, которым только и надо, что там купи, а тут продай, я бы убрала в другое место.

В Германии нет свеклы

Кристина родилась и живет в Германии. В Алушту она иногда приезжает к родственникам и удивляется качеству и вкусу крымских овощей, которые она покупает в основном именно на Первомайской:

— В Германии такого давно нет — овощи у нас выглядят красиво, но не имеют ни вкуса, ни запаха. А единственное место, где можно купить более-менее хорошие продукты — это русский магазин. Там все дороже по сравнению с другими магазинами, но зато натуральное и есть свекла! В Германии свеклу больше не продают нигде.

Русские умеют готовить

Также Кристина поделилась своим откровением о том, почему россияне предпочитают качественную и здоровую пищу:

— Ваши люди просто умеют готовить! — говорит она, — в Европе почти все перешли на полуфабрикаты, которые достаточно разогреть в холодильнике.

Россияне и крымчане в этом плане действительно избалованы, они не будут есть ненатуральную пищу. Наличие площадки, где покупатель и производитель могли бы встретиться — идея хорошая и своевременная, если учитывать в том числе и санкционную ситуацию в стране в целом. И бабушки со своими огородами при делах (чем не малый бизнес) и покупатель доволен качеством продукции, которую можно купить недалеко от дома, и цены приемлемые.

Негде встретиться

Проблема лишь в том, чтобы покупатель с производителем встречались не на узком проходе, где протолкнуться негде, а в специальном месте, где могли бы проводиться, к примеру, ярмарки выходного дня, а в будни функционировал бы обустроенный рынок.

Экспоцентр построен

Что касается Алушты, то здесь даже не надо строить ничего нового — такой рынок уже есть недалеко от автовокзала. Огромное здание "нового рынка" с амбициозной надписью "Экспоцентр" на крыше, построили еще в начале 90-х годов и тогда он пользовался большим спросом. Люди съезжались сюда со всего города, власти построили остановку, пустили маршрутки.

Призрак Коммунизма

Но постепенно, сложная экономическая ситуация тех лихих времен, привела к тому, что люди стали покупать гораздо меньше. Большие площади рынка стали избыточными и постепенно он пришел в запустение. Покупатели отвыкли туда ходить, а у продавцов, соответственно, пропало желание там продавать. Так он и стоит с тех пор "призраком коммунизма" — пустой и заброшенный. Из 189-ти торговых мест используются лишь несколько.

Строился на средства людей

Наталья Рамазанова — практически единственный продавец на полупустом рынке, вспоминает, что этот рынок строился на средства продавцов. Каждый из них платил 10 тыс. гривен за право торговать там и деньги эти потом вычитались из аренды.

— Но сюда трудно добираться, — говорит она, — людям гораздо удобнее покупать по пути домой или на работу, вот и сидят все на первомайке. Я тоже туда пробовала пойти, но там аренда 15 тыс. рублей, а здесь всего полторы тысячи. У меня есть свои клиенты, интересуются, спрашивают почему запустение такое, а что я могу сказать? Люди бы сюда ходили как это было раньше, яблоку ведь негде было упасть! Значит можно организовать все, если захотеть.

Продавцы сюда не идут

А тем временем директор рынка собирается уже половину лотков снести, чтобы организовывать здесь ярмарки выходного дня, в надежде хоть как-то привлечь людей.

— А мне жалко, — говорит Наталья, — я думаю рынок мог бы ожить заново, если бы продавцы сюда пошли.

Вдохнуть новую жизнь

Создание местным производителям выгодных условий аренды, организация городских ярмарок — все это могло бы вдохнуть новую жизнь в это здание, а "стихийные" места торговли можно было бы освободить для других городских целей, не вызывая недовольства горожан.

Замкнутый круг

Многие продавцы согласны переехать, если будут покупатели, а большинство горожан с удовольствием покупали бы товары в более приспособленном для этого месте, если там будет торговля, ведь о возрождении «нового рынка» мечтают многие, кто помнит время его расцвета. Получается замкнутый круг, разорвать который получится только если заняться реальным планированием городской инфраструктуры, а не гонять раз в пару месяцев несчастных бабушек ради годовой отчетности.