"Смотреть – не значит наблюдать": вышло новое педагогическое пособие для учителей и родителей

Самый большой рывок в развитии ребенок делает в дошкольном возрасте с 3 до 7 лет. Немаловажным в этом процессе становится внимание, которое взрослые уделяют ему.

Вышло новое пособие для родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций "Педагогические наблюдения". Автор – Лидия Михайловой-Свирской, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Новгородского института развития образования. Издание помогает получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребенка, увидеть конкретные изменения в физическом, познавательном, социальном, эмоциональном развитии в течение времени.

– Конечно, педагоги и родители правы в утверждении, что постоянно наблюдают за детьми естественным образом. Однако смотреть за детьми и наблюдать за ними — действия принципиально разные. Роль наблюдателя требует выделения времени, наличия средств записи (авторучки и бумаги или диктофона, видеокамеры, фотоаппарата) и систематичности этой деятельности, – рассказывает Анастасия Овчинникова, заведующая редакцией дошкольного образования издательства "Просвещение".

Автор утверждает, что родителям и педагогам важно не просто понимать, что ребёнок взрослеет, но видеть признаки позитивного роста и развития, быть уверенными в том, что их ребёнок или воспитанник группы детского сада реализует свои потенциальные возможности и способности. Но как правильно наблюдать за ребенком и какие делать выводы?

– Руководители организаций образования, в свою очередь, должны признать, что ведение наблюдений ˜– основа для понимания детей, отправная точка для планирования образовательной работы, а значит, такая же профессиональная деятельность, требующая времени, технических средств и организационных действий, связанных с включением всех специалистов в сбор и интерпретацию фактов, – продолжает Овчинникова.

Умение вести наблюдение является одной из основ профессиональной культуры педагога, считает Михайлова-Свирская. Без умения наблюдать за детьми, анализировать и оценивать ситуацию в развитии стать эффективным профессиональным педагогом едва ли реально. Это утверждение применимо и для успешности родителей в воспитании своих детей.

НАША справка. У Лидии Михайловой-Свирской есть еще три пособия, которые посвящены методу проектов в образовательной работе детских садов, индивидуализации образования детей дошкольного возраста и работе с родителями.