"Наша Газета" в октябре 2015 года побывала в гостях у одного из ключевых представителей хип-хоп культуры Крыма Дмитрия Заремлюка. За те десять лет, что он посвятил этому культурному явлению, Дмитрий успел стать одним из самых популярных и востребованных танцоров на территории СНГ. Сегодня он совмещает увлечение диджеингом с организаторской работой. Появление минувшим летом в Симферополе культового для молодежи места "Централ парк" - тоже его заслуга. Мы спросили Дмитрия о том, почему он стал диджеем Егора Крида и какое будущее у крымского хип-хопа.
– Дима, когда ты начал танцевать?
– У меня творческая семья: мама занималась танцами, отец был барабанщиком в группе. И на всех домашних праздниках мы вместе отплясывали. Мне всегда советовали заняться танцами профессионально, но я был увлечен футболом. Впервые я узнал о хип-хопе в 2004 году в университете. Однокурсник принес видеокассету с фильмом "Танцы улиц". И спустя год, 2 февраля, я впервые пришел на тренировку. Всего через несколько часов понял, что хип-хоп - то, чего мне всегда не хватало.
– Танцы оставались только хобби или ты начал на них зарабатывать?
– Да, я долго жил за счет танцев. Создал свою школу, кроме этого, часто выступал как гоу-гоу танцор на разных мероприятиях. Так что хлеб мне это приносило.
– Есть достижения в хоп-хопе, которыми ты гордишься?
– В 2006 году моя команда прошла отбор на чемпионат мира в Италии. На том чемпионате мы не победили, хотя все соперники говорили, что выступили мы здорово. Однако это поражение лишь дало нам стимул, но некоторых членов команды "спалило".
– Когда ты сам начал организовывать соревнования?
– Это было в 2010 году. Я задумал провести в Симферополе открытый чемпионат по хип-хопу. Тогда мы старались все сделать вопреки бытующему мнению о том, что соревнования подобного рода могут быть только платными и закрытыми. Все было бесплатным. Мы выпросили у властей Симферополя место в центре города, привезли иногородних судей высокого класса, нашли аппаратуру. Это событие стало для меня переломным не только потому, что было первым опытом как организатора, но и потому, что увидели свои недостатки.
– Почему закончился твой танцевальный путь?
– Он не то чтобы закончился. Скорее, он перенес меня в другой элемент хип-хоп культуры. Осознав, что есть танец, я решил узнать что такое диджеинг. Все началось со знакомства с популярным в Крыму диджеем "Вагом". Мы много общались и мне нравилось то, что мне говорил. В какой то момент я понял, что тоже хочу этим заниматься.
– Ты выступаешь как диджей под псевдоним Big-key. Что он означает?
– Он сохранился у меня со времен танцевальной карьеры. Наша команда была одной из первых, кто привез на Украину такой вид танца как "крамп". В этом стиле команды называются family (семья). Наша называлась "Ключевая семья" или Key-family. В этих командах идет градация по старшинству. Главный носит псевдоним "Big", за ним идут "Little", "Young" и т.д. Но фамилия у всех общая. Поэтому я был "Big-key". Когда стал диджеем, решил оставить прозвище.
– Когда состоялось твое первое выступление как диджея?
– Это было на фестивале "Телогрейка". Я отыграл всего минут тридцать, но перенервничал и даже несколько раз запорол сэт. Но это было эмоционально и запомнилось надолго. За то время, что я играю, успел побывать во многих городах СНГ, даже успел поработать в Москве на Black Star Mafia.
– Поделись, как тебя занесло в Москву?
– Я работал в одном из ялтинских кафе. Однажды у меня был довольный слушатель, который оставил хорошие чаевые и сказал, что если вдруг окажусь в Москве, он сможет мне помочь с трудоустройством.
Так и случилось. Прошлой зимой я попал в Москву по семейным обстоятельствам, искал работу и решил позвонить этому человеку. Оказалось, что его друг владел несколькими ресторанами и пати-кафе в центре столицы. Я получил сразу три работы. По четвергам играл "фанк" в одном заведении, по пятницам – "хаус" в другом и по субботам – "диско" в третьем.
Через какое-то время я получил предложение стать диджеем Егора Крида. Я согласился, потому что было интересно узнать, как такие звезды ведут себя в обычной жизни. Прошел собеседование и на следующий день уже работал с Егором на корпоративе.
Приходилось много работать. Мы летали в три города каждые выходные. Я облетел всю страну. Это очень сложно. Держу кулаки за Егора. Хоть это и прибыльный бизнес, но это адский труд.
– Почему уехал из Москвы?
– Приближался курортный сезон и хотелось провести его в Крыму – дома, где море и друзья. К тому же я не собирался оставаться в Москве надолго.
– Как появилось кафе "Централ парк"?
– Случайно. Я познакомился с ребятами, которые ставили вэйк-борд станцию на нижнем пруду в Симферополе. Я предложил им делать там вечеринки. Так и появилось это место.
Но закончилось все тем, что ребята не выполнили договоренностей. В итоге мы проработали все лето и ничего не заработали. Мама до сих пор не знает, что я создал свое кафе.
Но это неважно. Главное, что нам удалось собрать классных людей. Молодежь, которая устала от коммерческой музыки. Мы сделали неплохую альтернативу. В следующем году надеемся сделать все еще лучше.
– Как, на твой взгляд, изменился хип-хоп за последние 10 лет?
– До неузнаваемости. Искусство граффити стало более масштабным. Танцоры стали более глубокими. Рэперы больше думают о смысловой нагрузке своих текстов. Музыка тоже меняется, но не всегда в лучшую сторону. В 2004 году было много R&B вечеринок. Сегодня этого нет.
– Нужна ли сегодня Крыму альтернативная культура?
– Безусловно. И творческая молодежь этому прямое подтверждение. Я вообще считаю, что хип-хоп ждет неизбежная эволюция. Сегодня появляется много крутых коллективов. Здорово, что мы при этом присутствуем.
Беседовал Никита ПОЛЬКО.