Самая постыдная профессия в СССР: а вот сейчас об этом мечтает каждая вторая

Профессия натурщицы в СССР: сложности за просту...

Архив PGS

Профессия натурщицы в СССР: сложности за простую плату

Натурщицы всегда занимали особое место в мире искусства. Без их участия сложно представить процесс создания живописных полотен или скульптур. Эти женщины помогали художникам в точном изучении анатомии человека, позволяя мастерам воспроизводить формы тела с исключительной реалистичностью. Как когда-то сказал Уильям Блейк, «красота без одежды — это неотъемлемая часть искусства».

Трудности работы натурщицы

Профессия натурщицы требовала не только выносливости, но и психологической закалки. Длительное время находиться в одной позе было крайне непросто, учитывая напряжение, которому подвергалось тело. Несмотря на распространённое мнение о том, что натурщицы были символом классической красоты, художники выбирали самые разные типажи, и далеко не всегда их выбор строго соответствовал канонам.

В СССР профессия официально называлась «демонстратор пластических поз». Звучало это впечатляюще, но за свои усилия натурщицы получали довольно скромные деньги — от 80 до 120 рублей. Уровень оплаты зависел от опыта модели и региона её работы. В эпоху, когда трудовые достижения приравнивались к подвигам, такие занятия часто воспринимались как безделье. Это, в свою очередь, создавало сложности с поиском моделей, и роль натурщиц часто доставалась студенткам. Только настоящие энтузиастки искусства оставались верны этому делу, зачастую продолжая работать больше ради идеи, чем ради стабильного заработка.

Особенности работы в условно закрытых кругах

Работа обнажённой натурщицы ценилось выше, но и найти желающих для этой задачи было сложнее. Натурщицы с хорошим опытом, заслужившие доверие, имели возможность сотрудничать с известными художниками в частных мастерских, что приносило больший доход.

Одной из главных черт настоящей натурщицы считались расслабленность и естественность. При этом профессионализм обязывал соблюдать дистанцию. Межличностные контакты вроде дружеских или романтических разговоров с художником почти не приветствовались. Исключения могли быть в тех случаях, когда сотрудничество развертывалось в комфортной и доверительной обстановке частной студии.

Мнение художников о сотрудничестве с натурщицами

Многие выпускники художественных школ и мастера подчеркивали, что успешная работа с моделью напрямую зависела от взаимопонимания с натурщицей. Если натурщица вызывала раздражение или неприязнь, творческий процесс мог значительно усложниться. Идеальной считалась та модель, которая умела сохранять нужную позу, не отвлекая мастера излишними эмоциями.

Популярный стереотип о романтических или интимных отношениях между художником и натурщицей существует и сегодня. Но на практике подобные случаи, по словам очевидцев, были редкостью. Их работа оставалась строго профессиональной, несмотря на романтизацию профессии в обществе.

Профессия натурщицы в СССР была далека от гламура — это был труд, сочетающий физическую выносливость, психологическую устойчивость и неподдельную любовь к искусству.

Последние новости Крыма уже в твоем телефоне - подписывайся на телеграм-канал «Крым Live»