Очереди в больницах и кадровый дефицит: как власти Севастополя решат проблемы в медицине
В редакцию НАШЕЙ часто обращаются читатели с жалобами на проблемы в сфере севастопольского здравоохранения. В топе обращений – огромные очереди в медицинских учреждениях. Их наличие простые жители связывают с недостатком персонала в поликлиниках и больницах.
НАША решила узнать из первых уст, каковы масштабы кадрового голода в медицине Севастополя, и встретилась с и.о. директора Департамента здравоохранения Ольгой Емельяненко.
Глава Департамента здравоохранения Севастополя Ольга Емельяненко вступила в должность в сентябре 2016 года
Все сразу хотят быть хирургами
– Ольга Анатольевна, почему в поликлиниках есть очереди и насколько остро в Севастополе стоит проблема нехватки медперсонала?
– Сегодня дефицит медицинских работников наблюдается в целом по России. К сожалению, при всей популярности нашей профессии, она по-прежнему остается невостребованной у части выпускников профильных учебных заведений. По окончанию медицинских образовательных учреждений до рабочих мест в больницах и поликлиниках доходят, в разных регионах, от 25 до 30% специалистов.
Более того, все хотят сразу быть хирургами, оперировать, заниматься высокими технологиями. Но при этом все забывают про первичную медико-санитарную помощь, которая как раз представлена первичным звеном – участковыми терапевтами и педиатрами. Прежде всего, именно среди этих специалистов есть недостаток кадров, а также среди среднего медицинского персонала.
– С этим можно что-то сделать?
– Основная наша задача – это, во-первых, профориентация в образовательных учреждениях, среди учащихся 9-11 классов, и, во-вторых, целевые направления в медицинские вузы. В прошлом году мы дали порядка 140 таких направлений в различные высшие медицинские учебные заведения.
В этом году мы начинаем отслеживать севастопольских выпускников школ, которые поступили и учатся на различных курсах профильных вузов. Мы им предлагаем места для практики в медицинских учреждениях города, с первого по последний курс, чтобы после окончания вуза пригласить выпускника на работу.
В конце ноября в Ставрополе состоится встреча со студентами последних курсов медвузов города, где учится немало севастопольских детей. И.о. директора Департамента здравоохранения Ольга Емельяненко поручила руководителям медицинских организаций Севастополя подготовить презентации своего учреждения с целью показать, что будет ждать новых врачей, и какие в том или ином учреждении здравоохранения существуют перспективы роста.
У каждого – свои принципы
– На сегодняшний день положительные результаты?
– Благодаря активной кадровой политике, в том числе программе улучшения кадрового резерва, принятой в июне этого года, мы уже приняли на работу 30 новых врачей. В целом, в Севастополь, в том числе и благодаря мягкому климату, приезжает немалое количество медицинских работников. Если год назад мы имели обеспеченность врачебными кадрами порядка 56%, то на сегодняшний день укомплектованность персонала в медицинских учреждениях составляет 65-69%. В общем, специалисты к нам приезжают. Поэтому говорить, что наличие очередей в поликлиниках связано только с кадрами, я бы не стала.
– Тем не менее, кадры решают все...
– Безусловно, в основе работы лечебного учреждения должна лежать благоприятная атмосфера и мудрая кадровая политика. Когда главный врач – скажу, может, не совсем корректно – "снизойдет" до каждой санитарки, когда начнет обращать внимание на их труд, когда медсестра четко будет знать, что у нее достаточно средств для организации медицинской помощи, тогда будет благоприятный климат. К этому мы и стремимся сейчас. Моя задача – наладить работу главных врачей и их заместителей, то есть с командой. Не будет команды – не будет результата.
– Ольга Анатольевна, не секрет, что в Севастополе и среди населения, и в медицинском сообществе возникновение "кадрового голода" связывали с работой Вашего предшественника Юрия Восканяна. Возникли ли у Вас сложности при вступлении в должность?
– Знаете, я в Севастополе с 2014 года, то есть более двух лет. Для себя я определила каждого главного врача севастопольских больниц и поликлиник. Я с ними общалась не просто как администратор, но и как коллега, как друг, многие стали моими друзьями. Поэтому у меня никаких проблем не возникало. Юрий Эдуардович (Восканян, – прим. редакции) – очень грамотный руководитель. Здесь, скорее, сработали не столько его административные качества, а человеческий фактор. Мы все с вами разные. Кто-то менее контактный, выстраивает какие-то свои принципы работы. Я – абсолютно контактный человек, может, даже излишне. Тем не менее, это мой стиль, я всегда так работала. И сегодня мне это не мешает, а даже помогает.
Нужно учится проводить мудрую кадровую политику, не ждать, когда начальник отдела кадров будет сидеть на сайте в поисках резюме. Нужному самому главному врачу говорить о своей больнице, рассказывать. Очень важно правильно себя подать.
Вот некоторые (соискатели, – прим. редакции) говорят: "Фу, как неинтересно! Во второй городской поликлинике только плановая терапия, эндокринология, и ничего там больше нет". А когда начинаешь рассказывать, что в учреждении есть современная эндоскопия, хорошая рентген-служба, УЗИсты, есть возможность профилактически получить любую помощь, не дожидаясь, когда придет болезнь – тогда поликлиника становится привлекательной для всех: и для кадров, и для посетителей.
"Квартирный" вопрос
Однако пока мало кто из горожан назовет поход в лечебное учреждение приятным времяпрепровождением. Необходимость томиться в очередях – крайне нерадужная перспектива. По мнению Ольги Емельяненко, очереди связаны, прежде всего, с отсутствием отлаженной системы приема врачом пациента и ограниченным количеством площадей. По данным главы севастопольского здравоохранения, на ноябрь 2016 года дефицит площадей для оказания амбулаторной медицинской помощи составляет 27 тысяч квадратных метров.
Задачка от директора Департамента здравоохранения Ольги Емельяненко
В качестве примера глава севастопольской медицины взяла ситуацию в поликлинике на улице Силаева. Жители Ленинского района часто жалуются на очереди в этом медицинском учреждении, а среди чиновников от здравоохранения поликлиника давно стала притчей во языцах.
– К поликлинике на Силаева прикреплено 50 тысяч населения, – объясняет Ольга Емельяненко, – а общая площадь учреждения – 700 квадратных метров. По нормам на каждом участке должны быть 1700 человек. Разделим это число на общее количество населения. Это получается порядка 30 врачебных кадров первичного звена (участковых терапевтов, – прим. редакции). Если 30 пациентов придут на прием разом к 8 часам утра, это уже очередь в 30 человек. Плюс узкие специалисты, дневной стационар, ЭКГ, УЗИ, диспансеризация и все остальное – вот они 50 человек, которые, в принципе, утром подошли к поликлинике.
Если бы это было учреждение хотя бы в полторы тысячи квадратных метров, то посетители разошлись бы по поликлинике и толпы не было бы.
Проблема нехватки квадратных метров решается, но это дело не одного дня. В Севастополе планируется строительство ряда крупных медицинских объектов, однако времени, которое требуется на их возведение, подчас, у пациентов нет. В ходе нашей беседы Ольга Емельяненко с грустью отметила, что "сейчас в Севастополе строится много красивых домов, но за последние 20 лет не построено ни одной красивой больницы".
Понятное дело, пока реализуются проекты нового онкодиспансера и больницы скорой помощи, люди не перестанут ходить по врачам.
– Поэтому, – считает директор Департамента здравоохранения, – чтобы сделать посещение лечебного учреждения максимально комфортным, необходимо, прежде всего, отладить систему регистратуры.
Сегодня там, где хорошо работает главный врач, где отработана система регистратуры, очередей нет. Это то, над чем надо работать, например, в 2-й поликлинике 1-й городской больницы (им. Н.И. Пирогова, – прим. редакции) на улице Ерошенко, в 3-й поликлинике в Казачьей бухте, в поликлинике 3-й городской больницы (имени Даши Севастопольской, – прим. редакции). Необходимо отрабатывать систему на местах, конкретно с каждым человеком.
Там, где старший регистратор (сотрудник, ответственный за работу регистратуры, – прим. редакции) благодаря своим практическим навыкам улучшает работу системы и отрепетировал так, что задержек не возникает, там проблем нет.
Настроение – есть, выбора – нет
Впрочем, как и во многих сферах, в медицине немалую роль играет человеческий фактор. Здесь и желание посетителя лечебного учреждения попасть к врачу непременно с утра, и местечковое мышление медперсонала, и даже настроение врача. С этим, по мнению Ольги Емельяненко, тоже необходимо работать.
– Пока мы – доктора – не научимся, а нам это нужно быстрее, контролировать себя и правильно говорить с людьми, не придется ждать улучшений.
Ведь очень многое зависит от того, как врач пообщался с пациентом. По себе знаю, когда устаешь и неожиданно позволяешь себе расслабиться и не совсем корректно поговорить с коллегой, подчиненным или посетителем – реально видишь обратную реакцию, не всегда приятную. Что делать? Берешь себя в руки и начинаешь исправлять ситуацию, чтобы человек ушел от тебя в нормальном состоянии и хорошем расположении духа. Он уже не только про тебя будет думать по-другому, но про систему в целом.
Я докторам всегда говорю: "Свое настроение и характер оставляем дома. За двери вышли и отправились творить добро". Да, плохое настроение, да, иногда не все получается. Но ты пошел сюда работать, в эту систему. У тебя нет выбора. Ты не можешь позволить себе вести себя по-другому.
Сейчас наша общая задача – чтобы люди прониклись и доверились здравоохранению. Врачу необходимо адекватно себя вести, правильно общаться с пациентом. Когда доктор будет правильно реагировать на проблему каждого конкретного человека, тогда все у нас будет нормально.
- Тем временем, в севастопольском Центре крови также возникают очереди, но никто не возмущается. НАША рассказала, почему люди становятся донорами.
Вступайте в НАШУ группу "ВКонтакте", узнавайте новости первыми и выигрывайте призы!