Уличный художник Александр WOSK: "Властям никогда не победить граффити"

В рамках рубрики "Наши люди" мы встретились с основоположником старейшей в Крыму группировки уличных художников или, как правильно говорить, райтеров, "LEDS family". Представился он как Саша WOSK, отказавшись назвать фамилию и раскрыть подробности их не совсем законного увлечения. Зато рассказал о том, как сам пришел в граффити, что отличает его от стрит-арта, зачем вообще люди расписывают стены, чем они зарабатывают себе на жизнь и как избегают встреч с полицией.

– Как ты пришел в граффити?

Началось у меня довольно банально. Я познакомился с брейк-дансом и влился в хип-хоп культуру. Мы с другом пытались писать рэп, носили широкие штаны и хотели развиваться во всех направлениях этой субкультуры.

И вот однажды друг пришел ко мне домой и предложил выйти во двор, чтобы порисовать на стенах. Мы взяли банку краски, кисточки и вооружились свечкой, потому, что была уже ночь. Тогда на трансформаторной будке мы написали слово Life. Оно, кстати, до сих пор там виднеется.

С того момента все и закрутилось. Рисовали мы нечасто, поскольку не было денег на краску. Да и о самой культуре знали мало.

Как отнеслись близкие к твоему увлечению?

Очень негативно. Они сперва думали, что это пройдет, но этого не происходило. Я подрос, поступил в художественное училище и стал получать стипендию. Все деньги тратил на краску и меня это затягивало еще больше.

Что для тебя сегодня граффити?

Исключительно хобби. Все, что я хотел доказать на крымском уровне я доказал. Сегодня я работаю и мне не нужны проблемы ни с полицией, ни с кем-то еще. Теперь для меня граффити – как домино для стариков или пиво под подъездом.

А если вспомнить, как это все начиналось?

Нам не было и 15 лет. В то время отсутствовал доступ к Интернету, и это был одновременно как плюс, так и минус. Мы созванивались по домашним телефонам и собирались в банды по 15-20 человек, просто "убивали" стены. Тогда доказать свое право на существование можно было, рисуя лишь в самых экстремальных местах. Но и не отпадал вопрос, что ты рисуешь. Это давало развитие нашему стилю.

Уже с появлением Интернета стало проще: теперь люди больше знают о культуре, видят, что делают другие. Да и рисовать на центральных проспектах уже нет надобности. Ты можешь закрасить стену в легальном месте и выложить фото в сеть. И тебя все равно узнают и оценят.

А в чем разница "легальных" и нелегальных мест?

В экстриме. Есть стены, например, в гаражно-строительных кооперативах, где даже их хозяева не против твоих рисунков. Приходи и спокойно "вали" на стене. Но уважающий себя райтер не станет этого делать.

В каких самых экстремальных местах ты рисовал?

Я не могу говорить об этом открыто, ведь каждый раз мы преступали закон. Поверьте, что спустя многие годы полиция не спускает с нас глаз, и я не хотел бы подставляться. Но скажу, что я закрашивал центральные проспекты города.

Это довольно сложно. Ты делаешь линию и потом стоишь по пять минут, ожидая, пока проедут машины и пройдут люди. Прячешься за углом от патрулей. Нервное занятие. Но в этом и смысл.

Про поезда и электрички говорить не буду. Это отдельная тема, там другие правила. Как в рисунках, так и в отношении с властью...

Но могу рассказать один курьезный, точнее, интимный случай. Мы с приятелем однажды рисовали на одной из стен в центре города. В этот момент к нам подошло двое мужиков и попросились постоять рядом. Ну, мы против не были... А потом оказалось, что это были два сутенера, чьих проституток оформляли за углом милиционеры (смеется). Они еще даже похвалили наш рисунок.

Как выйти из ситуации, если ты попался?

По большому счету никак. С ментами вопрос простой: убежал или нет. Можно и договориться, но это редко удается. Ну а так приходилось и от охранников отбиваться, и от местных жителей. Сегодня мне этого не хочется. Да и штрафы в России куда больше, чем раньше.

За те годы, что рисуешь, у тебя появился свой стиль?

Появился, но это, скорее, почерк. Когда я начинал, в приоритете у меня были такие направления граффити, как олдскул и вайлд стайл. Я понял эти направления и продолжаю в них работать. Они очень динамичны и имеют характерные острые черты рисунков. Мне это нравится.

Можно ли сравнить граффити и стрит-арт?

К стрит-арту райтеры не имеют отношения. В нем есть элементы искусства, попытка провести диалог с обществом. Да и сам по себе стрит-арт понятен для окружающих. Когда я рисую граффити я не выражаю протест и ничего не хочу сказать людям. Я валю потому, что просто валю.

Например, мне нравится какое-то место или стена в городе. Но я же там кровать не поставлю и жить там не буду. Поэтому я просто зарисовываю этот участок и делаю это место своим.

Конечно, в граффити есть такие художественные понятия, как цветоведение и композиция. Но это, скорее, субкультура, которая косвенно относится к искусству.

Я полагаю, что это прототип тех самых наскальных рисунков мамонтов и охотников. Такой себе способ заявить о себе.

У тебя есть образование?

Да я имею академическое образование дизайнера. Сегодня работаю в сфере кузнечного дела. Так что с рисунками я связан постоянно.

Но многим отсутствие образования не мешает делать классные работы. Можно тысячу раз рисовать ровные линии на бумаге и ни разу не суметь провести ее краской по стене. Тут решает техника, а ей предшествует опыт.

Как еще можно проявить себя райтеру?

Можно реализоваться в галерейном искусстве, рисовании принтов для одежды, скетчей для стикербуков или даже заняться оформлением помещений. Есть такие люди и в Крыму, и у них получается на этом заработать.

Лично мне это не по душе. Я лишь однажды принимал участие в создании принта для одежды. И то он был посвящен нашей команде "LEDS family". Ей уже 9 лет, и многие участники не имеют отношения к граффити. Мы просто большая дружная компания.

Как изменилась крымская сцена граффити за последнее время?

Раньше у меня было гиблое отношение к крымской граффити культуре. Но сегодня оно сильно поменялось. Я поездил по большим и богатым городам, сравнил, что рисуют у них и что у нас. Скажу так: Симферополь это маленький Бронкс. Здесь очень много энтузиастов, которые продвигают культуру граффити. Замечу еще то, что в последнее время стало меньше новичков, которые просто приходят в это движение, тупо портят стены и прекращают этим заниматься. Например в 2008 году Симферополь был просто убит непонятными рисунками. Выглядело все жутко.

Властям когда-то удастся направить вас в нужное русло?

Нет. Графити не победить. Можно сделать легальный фестиваль для молодежи, привезти туда спонсоров и раздать участникам краску. Но тут есть некоторые моменты. Во-первых, многие в этой краске не нуждаются. Во-вторых, мало кто захочет рисовать ,где ему скажут, и то, что ему скажут.

К тому же, после того, как будут раскрашены нужные властям места и дома, вся эта компания художников выйдет на улицы и просто зальет краской весь город.

Набережная будет раскрашена, но город будет "убит" окончательно.

Беседовал Никита ПОЛЬКО.