Группа "Кожаный олень": "Наш первый гонорар – пакет раков и бутылка водки"
"Наша Газета" встретилась с участниками самой известной в Крыму СКА-панк группы "Кожаный олень" в преддверии их 18-летия, чтобы спросить о первых выступлениях, узнать о гонорарах и выяснить, как поменялась рок-сцена за последнее время.
- Когда и как появилась группа?
Павел (труба и текст песен):
- Мы с Андреем были одноклассниками. И вот на уроке химии, где-то в выпускных классах, мы решили создать группу. Буквально сразу были написаны первые песни.
Тогда мы придумывали какие-то нереальные названия типа "Бычий цепень", но решили остановиться на названии "Кожаный олень". Это показалось нам самой большой ересью, которую выдал воспаленный мозг. Просто были выбраны два слова, которые не имеют друг к другу никакого отношения.
Андрей (гитара, вокал):
- Это уже сегодня мы понимаем, что название получилось довольно удачным. А тогда нас это просто веселило. Недавно, правда, хотели переименовать на "Интеграл" или "Цитадель", но уже поздно...
- Вас правда выгнали с первого концерта в клубе "2 Капитана"?
Павел:
- Да, было дело... Хозяева клуба сказали, чтобы мы больше не появлялись на сцене. Но через пару лет они же нам вручали грамоту как лучшей рок-группе Крыма.
Евгений (гитара):
- И карточку скидочную подарили (смеется).
- Какое из выступлений запомнилось больше остальных?
Андрей:
- Сегодня вспоминаются первые выступления. Наш самый первый выездной концерт в Запорожье. В качестве гонорара мы получили пакет раков, бутылку водки и триста гривен – на поезд. А ночевали мы на столах, прямо в клубе, где выступали.
- Сегодня, оглядываясь назад, считаете себя известными?
Андрей:
- Это не задача артиста – давать себе оценку...
Павел:
- У нас никогда не было задачи стать популярными или знаменитыми. Мы не ставили себе целью записать определенное количество альбомов или песен. Что тогда, что сейчас мы занимаемся этим ради удовольствия. Поэтому говорить о какой-то популярности сложно.
Я пишу песни и всегда думаю о том, чтобы рассмешить пятерых участников коллектива. Больше ни о чем.
Хотя, конечно, замечаем что нас стали узнавать за пределами Крыма, даже несмотря на нашу немедийность.
- Как часто гастролируете?
Андрей:
- У нас нет и не было графика выступлений или некого внешнего менеджмента. Мы все делаем сами для себя.
Павел:
- У каждого есть постоянная работа, и мы играем только во время отпусков или на выходных.
Евгений:
- Когда накапливается несколько предложений – мы просто стараемся их объединить и отправляемся в тур. Но сами ничего не предпринимаем, чтобы организовать себе концерт.
- За 18 лет сколько вы выпустили альбомов?
Андрей:
- Мы считаем, что у нас три полноценных альбома. Последний из них вышел три года назад.
- Есть песни, которые вы уже не исполняете?
Павел:
- Да, конечно. Во-первых, многие мы не можем исполнять в силу ограниченного времени концерта. А во-вторых, некоторые из песен уже утратили свою актуальность. Они были написаны про каких-то героев, которых сегодняшняя публика и не помнит. Ну, например, Катя Пушкарева из мыльного сериала...
Причем есть тенденция, что в каждом городе нас просят сыграть совершенно разные песни из тех, что мы не исполняем. Нет такой песни, которую просили бы исполнить везде.
- Есть совместные проекты с другими музыкантами?
Павел:
- Всего один. Это с астраханской группой "Анакондаз".
Причем так получилось, что замутить вместе песню нам предложили они. Мы все вместе долго были на гастролях, летели на Алтай и решили что-то придумать.
Прошло много времени – и вот мы вспомнили про их предложение. Выбрали тему, записали песню, в которой оставили свободные места для ребят, и отправили им.
Мы редко ее исполняем вместе. Только на фестивалях, когда встречаемся. Но не было ни разу, чтобы мы заранее оговаривали наше совместное выступление. Все происходит спонтанно.
- Похоже, что музыкой вы не зарабатываете?
Андрей:
- Нет. И дело в том, что не было такой заоблачной цели, как заработать музыкой. Мы всегда понимали, что надо иметь постоянную работу. У нас достаточно сложно прокормить себя, занимаясь музыкой, особенно той, которую играем мы.
У нас весной было предложение на тур по 40 городам. Чтобы отправиться в него, надо увольняться с работы. Но на наш взгляд, все-таки стоит иметь постоянный источник дохода...
- От продюсеров поступали предложения на подписание контрактов?
Павел:
- Нам эти предложения никогда не были интересны. Когда ты подписываешь эту бумажку – перестаешь принадлежать себе. С тебя требуют определенное количество альбомов или песен к определенному сроку. Мы так делать не хотим. Нам нравится то, что мы сами решаем, когда, где и как выступать и какие песни петь.
- Интересное хобби у вас получается...
Павел:
- В какой-то степени – да. Единственный плюс, который я видел от всей этой музыки – возможность бесплатно путешествовать. Это круто. А думать о чем-то или просчитывать – уже не то.
- Остались ли в Крыму группы, которые начинали в те годы, что и вы?
Павел:
- Да все как-то затухло. Я не могу назвать таких групп. Вообще живая сцена Крыма куда-то пропала. Помню, что раньше каждые выходные были концерты и выступления. Сегодня такого нет.
Евгений:
- Причем непонятно, почему эти группы исчезают. Може, стареют, пьют или деньги зарабатывают... Все уходят в какие-то кавер-бэнды.
Андрей:
- Наверное, они не видят отдачи от публики. Есть амбиции, которые не удовлетворяются, и группа распадается.
Не надо ставить себе целей, тогда и разочарование не придет.
- Согласны с мнением, что преемником рок-н-ролла сегодня стал рэп?
Евгений:
- В принципе, да. Эти ребята стали довольно популярны и собирают большие залы.
Дело в том, что в рэпе можно изложить миллион мыслей за одну минуту. Это позволяет жанр. А в роке ты на протяжении всей песни должен держать одну мысль.
- Планируете отметить свое 18-летие?
Евгений:
- Если бы ты не сказал, мы бы и не вспомнили о том, что нам скоро 18 лет.
Помню, у нас был 10-летний юбилей, о котором мы тоже забыли, организаторы за нас организовали вечеринку, приуроченную к этому событию. И нас туда тоже пригласили.
Андрей:
- Ну, значит, надо отметить. 18 лет все таки...
Павел:
- Значит, соберемся в гараже и дадим как следует.. Как всегда, в принципе (смеется).
НАША справка. Группа "Кожаный олень" существует с 1998 года. Постоянный участник крупнейших рок-фестивалей в СНГ. Состав команды менялся несколько раз, но неизменными лидерами коллектива остаются вокалист и гитарист Андрей и автор песен и трубач Павел.
Ранее участниками рубрики "Наши люди" стали татуировщик Даниил Самарский, мужской парикмахер Аркаша Костелецкий, мастер тюнинга Дмитрий Гресов и другие.
Беседовал Никита ПОЛЬКО.