Самая позорная работа в СССР: почему сегодня это мечта миллионов

Невидимые героини искусства, которых недооценив...

Архив PGS

Натурщицы: невидимые героини искусства, которых недооценивали в СССР

Натурщицами назывались женщины, которые помогали художникам создавать живописные и скульптурные шедевры. Они являлись важной частью художественного процесса, наравне с цветами красок и точностью мазков. Эти женщины позволяли студентам изучать анатомию и глубже вникать в понимание человеческого тела. Уильям Блейк однажды подчеркнул, что искусство невозможно без обнаженной красоты — и это лишний раз доказывает, насколько значим был вклад натурщиц в мир искусства.

Однако работать натурщицей было вовсе не так просто, как может показаться. Порой часами они сохраняли одну и ту же позу, преодолевая физическое напряжение и справляясь с психологическими трудностями. За картинами, которые мы любуемся в галереях, стоят образы реальных женщин. Интересно, что для позирования художники выбирали самых разнообразных моделей, вдали от глянцевых стандартов красоты.

В Советском Союзе профессия имела официальное название — «демонстраторы пластических поз». При этом их труд оплачивался довольно низко: от 80 до 120 рублей в месяц, в зависимости от уровня квалификации и региона (данные взяты из статистики «Социальное развитие СССР»). В обществе, где превозносилась тяжелая рабочая или крестьянская деятельность, многие считали натурщиц тунеядками, избегавшими «серьезного» труда. Особенно часто на подработки натурщицами шли студентки. В профессии оставались, в основном, те, кому было искренне близко искусство, и кто был готов работать скорее ради идеи, нежели ради денег. За обнаженные позы платили чуть больше, но найти натурщицу, согласную на такое, было не так уж просто. Иногда модели могли получать дополнительные средства, если студенты или преподаватели особо ценили их вклад.

Отношение к натурщицам в обществе было неоднозначным. Одним из основных качеств модели считалось умение расслабленно и естественно держаться. Неудивительно, что люди с пуританскими взглядами редко приходили в эту профессию. Общение между натурщицами и художниками оставалось в рамках строгого делового этикета. Разговоры, как правило, не приветствовались, хотя в атмосфере закрытых мастерских иногда возникала неофициальная обстановка.

Выпускники Московского художественного института им. В. И. Сурикова делились своими наблюдениями: если художник испытывал раздражение или личное отторжение по отношению к натурщице, то работа над рисунком усложнялась. Идеальной моделью считалась та, что не вызывала ярких эмоций, но могла неподвижно позировать на протяжении нескольких часов с короткими паузами. Рассказы о романах между художниками и натурщицами ходили часто, но сведений о подобных историях было немного. Интимные взаимоотношения по большей части оставались лишь слухами.

Так эти женщины, чей труд часто оставался в тени, сыграли важную роль в создании бессмертных произведений искусства, которые до сих пор украшают стены музеев и галерей.

Последние новости Крыма уже в твоем телефоне - подписывайся на телеграм-канал «Крым Live»