Белорусские похоронные традиции

Среди жителей Беларуси за сотни лет сложились аутентичные погребальные традиции. Одни бытуют до настоящего времени, другие постепенно забылись народом, сведения о них остались в устных, письменных источниках.

Подготовка к похоронам

На белорусских землях издавна проживали представители разных национальностей и вероисповеданий. Но местные жители строго соблюдали правило — хоронить умерших, принадлежавших к разным конфессиям, вместе запрещалось.

В деревнях могло располагаться несколько кладбищ: в одной стороне – православное, в другой – католическое. Евреев, татар предавали земле поодаль от других могил из-за особенностей их веры.

Среди белорусов бытовало поверье — чтобы усопший не увел за собой родных и близких людей, им не стоит участвовать в подготовке тела к погребению. Обмывать его, одевать, сколачивать гроб, нести до погоста должны были люди, не связанные с покойным родственными узами.

Логика «наоборот» в загробном мире

Люди издавна верили: загробный мир устроен против той логики, которая принята в настоящей жизни. Они придерживались самобытных традиций:

  • класть еду для усопшего в разбитую посуду, чтобы в ином мире она оказалась целой;
  • одевать тело в одежду, швы которой смотрят наружу.

Такие погребальные обряды символизировали отрешение покойного от мира живых и проведение границы с посмертием. С этими представлениями связан и обычай обустройства кладбищ на возвышенных местах, окруженных рвами. Они служили одновременно водоотводами, защитой от эпидемий и границей с миром мертвых.

Древние традиции погребения канули в лета как языческие пережитки. Организация похорон в Клецке и прочих небольших городах продит в соответствии с религиозными воззрениями, экономическими аспектами, последней волей покойного.

Кресты и колоды Полесья

Жизненный уклад в Полесье в течение длительного времени отличался сохранение архаичных обрядов. Они были своеобразны. Над могилами укладывали «нарубы» – колоды из дуба. Если хоронили мужчин, они должны были иметь сучки. Для женщин предназначались гладкие колоды. Такие сооружения играли роль надгробий, обозначали место захоронения тела.

С течением времени традиция канула в лету, а кладбищ, на которых оставались «нарубы», люди избегали, считали их вампирскими. Таким местом стало место погребения усопших в деревне Паре, расположенной в Пинском районе.

Бытовали в белорусском Полесье и другие обряды:

  1. На могилах устанавливали большие, высотой 2 м и более, кресты. Этот обычай объяснялся практическими соображениями. Та часть креста, которая находилась в земле, быстро приходила в негодность. Ее срубали, а крест не меняли, ставили на могилу.
  2. На могилах высаживали деревья. Они служили символом связи между жизнью и смертью.
  3. Вокруг места захоронения в землю вкапывали прутья березы. Их считали оберегами.

Со временем этот и другие самобытные белорусские погребальные традиции были забыты. На сегодняшний день организация похорон в Копыле, например, проходит по современным канонам. Однако некоторые обычаи до сих пор сохраняются в сельской местности.