Как изменились севастопольские школы, став российскими?
Гимназия №7 – одно из ведущих учебных заведений города. Многие ее ученики сдают ЕГЭ с высоким баллом, а затем поступают в престижные вузы по всей стране. Своей точкой зрения сегодня с нами делится Инна Пылова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
– Чувствуете ли вы разницу между тем, что было два года назад и сейчас?
– Я бы никаких кардинальных изменений не отметила. Все так же учитель – главный на уроке, ученики готовят домашние задания. Перейдя в новое государство, мы почувствовали только некоторые изменения.
После событий 2014 гимназии удалось обновить фонд учебной литературы. По словам Инны Пыловой, в новых учебниках стало меньше субъективизма.
– Украинские учебники в последние годы отличались именно заостренной украинизацией. Вплоть до того, что иногда у нас не было возможности получить учебники на русском языке. Дети, говорящие на русском, учителя, преподающие на русском, а учебники – не русские. Было сложно. Никто не учитывал того, что здесь всегда была русскоязычная школа.
Илья Иванов, ученик 11 класса: Я начал учить украинский язык в 6 классе, когда приехал из Санкт-Петербурга. С репетитором занимался. Сейчас, когда учебники все на русском, мне стало объективно проще. К тому же, не надо читать дополнительную литературу украинскую.
– Как пример могу привести учебник по истории. – продолжает Инна Пылова, – На его страницах присутствовало угнетение и нивелирование того, что сделали СССР и Россия для Украины. А сделали ведь много! По большому счету, Украина была предельно мала. И в красивое, территориально мощное государство она превратилась благодаря Советскому Союзу. Это и есть как раз тот самый субъективизм.
Однако не все так однозначно. Некоторые педагоги чувствуют разницу между «качеством» учебной литературы.
– Учебники по физике стали хуже, - рассказывает Ирина Крестинина, учитель физики гимназии №7, - Они стали менее понятные, перегруженные технической информацией. И содержат меньше творческих задач.
Отразилось новое положение Крыма и на расписании: школах Севастополя изменились некоторые предметы. Например, обществознание при Украине существовало лишь в "пилотной" форме. В большинстве учебных заведений города-героя эту дисциплину не вели. Чтобы наверстать упущенное, крымским учителям пришлось самим сесть за парты и слушать лекции педагогов с материка. Сегодня результат этих трудов – достойные баллы ЕГЭ.
– Стало ли при России больше уроков?
– Да, нагрузка увеличилась, часов стало больше. Особенно видно это в классах, которые перешли на новый образовательный стандарт – с первого по шестой. Сегодня, например, шестиклашки учат русский и литературу 9 часов в неделю, а раньше это было всего 5-6 часов.
– Увеличение количества учебных часов позволило нам открыть профильные классы. Информатика – 6 часов в неделю, обществознание – 4, химия-биология - 4-6. Дети загружены. Учиться при этом не стало легче, но появилась возможность подавать материал глубже. Воспитываем стобалльников!
По статистике, севастопольские выпускники выбирают на ЕГЭ сегодня те же предметы, что и другие российские дети. Два обязательных – "великий могучий" и "царица наук" – и профильные, для поступления: обществознание, физика. В этом отношении ситуация стабильна со времен Украины. Разве что в дневниках больше не встретишь "шестерок" и "девяток".
– Была 12-бальная система оценок, сейчас пятибалльная. Думаю, что пятибалльная немого жестче, - уверена Екатерина Амарина, - Например, "тройка" и "четверка" - разные оценки, и порой 4 получить труднее. В двенадцатибальной было побольше оценок, и каждый получал то, что заслуживал.
– Изменилось ли что-то в работе учителя?
– Бумажных обязанностей прибавилось, и это касается всех: учителей, администрации. А сама структура работы не изменилась. Зарплата увеличилась, мы получаем теперь больше. Я не скажу, что "в разы", но все же.