Севастопольский робототехник рассказал, как выжить в роботомире
Ярослав Иванов (ЯИ): У меня нет готового рецепта, как работать с детьми. Но я вывел для себя такую простую формулу: чтобы эффективно заниматься с ребятами, чтобы они слушали и не баловались, они должны мне доверять. Чтобы дети мне доверяли – я должен доверять им. Я очень часто рассказываю им какие-то примеры из своей жизни. Получается такой обмен – я с ними делюсь, чтобы они потом поделились чем-то со мной. Главное – выстроить доверительные отношения, после чего можно эффективно заниматься. Это долгий процесс.
Когда в 13-14 лет мне ребята рассказывают о первой любви, советуются, как подойти к девушке, которая нравится, – для меня это показатель, что дети мне доверяют. Я, конечно, стараюсь не давать однозначных ответов. Всё-таки это больше задача родителей. Однако мне очень льстит и приятно, что ребята мне настолько доверяют.
Я.И.: Самое главное – относиться к детям, как ко взрослым. Очень важно донести то, зачем они приходят в Клуб робототехники, и что их ждет в будущем. Современный мир без технологий невозможен. А у нас дети могут получить хорошую базу для освоения новейших профессий и выбрать свой жизненный путь. Сейчас стать программистом-разработчиком – это довольно престижно. Если посмотреть статистику по профессиям IT, сегодня это самая динамично развивающаяся область. В ближайшие 5-10 лет появится порядка 20-30 новых специальностей в этом направлении.
Я.И.: Не совсем так. Однако, как показывает статистика, на сегодняшний день в мире средний возраст программистов, которые уже начинают зарабатывать, – это 20-21 год. И эта цифра постоянно снижается. Совсем скоро в 17-18 лет, сразу после школы, ребят уже будут нанимать на работу. Но это не означает, что им не надо учиться в институте. Конечно же, надо. Я веду к тому, что в таком возрасте, с хорошей подготовкой, с хорошей материально-технической базой, ребята уже могут создавать свои проекты. И мне бы хотелось в ближайшее время с теми ребятами, с которыми мы вместе работаем уже полтора года и прошли большой путь, создать какие-то действительно интересные вещи, вплоть до участия моих учеников в коммерческих проектах.
Я.И.: Учиться. Программирование – это нелегкая задача, робототехника – тем более. Здесь очень много надо знать. Учиться нужно и в школе, необходимо поменять свое отношение к учебе. Я помню себя, общаюсь с детьми. 85% идут в школу с нежеланием, ведь там надо "учиться" – применительно к школе это слово вызывает некоторый негатив, отрицательные ощущения.
Я спрашиваю детей: "А почему вы сюда (на занятия в клуб, – прим. редакции) приходите, здесь вы точно также учитесь? Здесь те же процессы, объяснения, необходимость вникать и запоминать. При этом на наших занятиях бывает сложнее, чем в школе. Но вы же ходите, вы радуетесь, вам нравится"
Ребята в основном отвечают: здесь отношение другое, как ко взрослым. Я, в свою очередь, пытаюсь детям донести, что если они поменяют свое отношение к учебе, к школе, то учиться станет гораздо приятней и проще.
Надо сказать, есть и результаты. Одна мама пришла и сказала: "После ваших занятий ребенок стал совершенно по другому относиться к учебе. В школу с удовольствием идет, улучшились оценки".
Я.И.: –У нас курсы выстроены поэтапно. Если ребенку, который пришел впервые, сразу дать сложный материал – это оттолкнет. Он может подумать, что не справится и не захочет заниматься программированием.
Все идет постепенно: от веселой игровой формы переходим к все более и более серьезным вещам. Когда ребята втянулись, осознали, как классно и круто программировать, что надо заниматься, потому что за этим будущее, тогда можно переходить к сложным проектам.
Я.И.: Работаем над этим. В прошлом учебном году мы создали несколько своих роботоплатформ. Они были экспериментальными, направленными на то, чтобы показать детям, как это вообще, работает. Есть планы разработки собственной образовательной платформы, а также различных автономных систем: от "умного класса", который будет следить за порядком, посещаемостью, температурой, содержанием углекислого газа в помещении до систем автономного жизнеобеспечения. Здесь можно экспериментировать много.
Я.И.: Да. Вообще, занятия на курсе на 85% состоят из практики. Всю теорию, которую мы объясняем, мы тут же, прямо на уроке, и внедряем. Кроме этого, у ребят, которые прошли в прошлом году курс Arduino (Ардуино), в этом начнется проектная деятельность. Они будут использовать 3D-принтер и те навыки, которые приобрели в прошлом году. Ребята смогут создавать уже полноценные устройства.
Я.И.: Arduino – это микрокомпьютер, который собран на микроконтроллере. Например, у меня есть идея, и на базе этого микрокомпьютера я могу её очень быстро воплотить в нечто материальное. Если совсем просто, то Arduino – это плата для быстрого прототипирования. С помощью неё я могу довольно быстро собрать какое-нибудь электронное устройство, и мне для этого не надо работать с паяльником. Конечно, это будет прототип, его нельзя будет запустить в серийное производство, но на нем можно будет отработать все технические моменты.
Я.И.: Не совсем так. Arduino используется как любителями, так и профессионалами. На базе этого микрокомпьютера можно создать практически всё: от системы умного класса до действительно очень сложных вещей. Например, можно собрать 3D-принтер, манипулятор, квадрокоптер и даже полноценного робота.
Arduino – это "мозг", где обрабатывается вся информация, он управляет всеми двигателями, к нему подключены все датчики.
Большое достоинство этого микрокомпьютера в том, что он довольно-таки дешевый и доступный. Я бы очень рекомендовал, неважно ходит к нам ребенок или нет, если у него есть интерес к программированию, обязательно его приобрести. Программное обеспечение для Arduino распространяется свободно. В Интернете есть примеры, как работать, как собирать различные устройства.
Я.И.: Да, каждый курс предусматривает участие в соревнованиях по робототехнике и программированию. Мы хотим создать сборную Севастополя по робототехнике в различных направлениях.
Очень надеюсь, что в этом деле нам помогут и коммерческие организации, и государство. Все-таки мы собираемся представлять город. Важно организовать команду, подготовить и поехать на соревнования. В этом, наверное, нужна помощь. Очень хотелось бы совершенно бесплатно готовить команду – собственно, её и надо готовить бесплатно. Рассчитываем на себя, но если будет помощь, это было бы очень хорошо.
Надо сказать, пока нам далеко до всероссийского уровня. Если брать Крым в целом, то полуостров отстает от среднего региона России, где обучение программированию внедрено давно, лет на 10. Если брать наш клуб отдельно, мы отстаем лет на 5. В основном, страдает материально-техническая база.
Я.И.: Пока никак, и очень жаль. Мы сможем быстро подняться на совершенно новый уровень, если у нас будет помощь: от государства, от организаций, которые вкладывают в детское образование. Мы отправили несколько заявок на получение грантов, но пока результат отрицательный. На сегодня отношение к Крыму и Севастополю, не то чтобы негативное – осторожное. Очень многих останавливает, что мы серая зона. Компания, которая выходит на мировой рынок, не может здесь официально присутствовать. Это, конечно, тормозит развитие.
От властей хотелось бы помощи с помещением. Сейчас у нас три учебных класса, работающих одновременно, – этого не хватает. Нам бы хотя бы четыре, а лучше пять – это была бы такая грязная комната, где стояли бы станки и принтеры, где можно было бы заниматься железом. Если бы государство предоставило бы такое помещение на льготных условиях – это было бы очень здорово. Мне бы это позволило снизить цену на обучение и больше заниматься пополнением материально-технической базы.
Я.И.: Я бы отнесся скептически. В 15 лет я даже не задумывался, куда я хочу поступить. Учился, скажу честно, посредственно, хотя институт закончил очень хорошо. В 15 лет я ничего не понимал в программировании и робототехнике. Короче, не поверил бы.
В моем детстве меня не отвели за руку в подобное заведение, правда, тогда таких и не было. Очень рад тому, что сейчас это всё очень доступно, и есть наша школа.
Я.И.: Очень завидую. Мы с нашими преподавателями – они все мои ровесники, чуть младше – сходимся во мнении: если б в наше время были такие заведения, и мы б там занимались, то сейчас мы бы здесь не находились, а были бы успешными программистами и робототехниками. Но это мы так шутим.
Я.И.: Я буду считать большим успехом, если через 10-15 лет кто-то из моих учеников будет стоять на сцене при огромной аудитории, ему будут вручать приз за создание чего-то революционного: продукта, проекта, программы, устройства, – и он не забудет и скажет: "Если бы не Школа робототехники, у меня бы ничего не получилось".
Я.И.: Ну, может, не Стива Джобса, а человека который действительно что-то сделает уникальное, который будет признан создателем – да, хотелось бы.
Я уже сейчас понимаю, что есть ребята, которые показывают хорошие результаты, уже через полгода-год они выйдут на совершенно другой уровень. Я уверен, что эти ребята уже определились с тем, чем они будут заниматься по жизни, что будут изучать. И я не переживаю, что они бросят учебу или потеряются.
Я.И.: Да, это очень здорово.
В ближайшем будущем мы войдем – уже потихоньку входим – в эпоху интернет-вещей, когда всё вокруг будет автоматизировано и робототизировано. Беспилотные автомобили, умные дома и устройства, переносные вещи, которые функционируют в единой системе. Это нам может нравиться или не нравиться, можно по-разному к этому относиться – такое будущее всё равно наступит. И когда оно наступит, конечно, лучше не просто разбираться в новых технологиях, а повелевать ими, создавать под них продукт, что-то новое. Создавать свои интернет-вещи.
Я.И.: Человек – создатель и управленец. Конечно, в процентом соотношении тех людей, кто будет просто пользователем, больше. Создателей – процентов 15. Сами понимаете, насколько круто будет входить в это число. Сейчас во многих странах ведутся работы по созданию искусственного интеллекта. За последнее время были довольно-таки серьезные прорывы. Однако в любом случае пока неизвестно, когда появится искусственный разум. Даже когда он будет создан, у человека всегда останется роль управленца, того, кто нажмет на условную кнопку выключения.
НГ: – То есть восстание машин, как в фильме "Терминатор", нам не грозит?
ЯИ: – Не грозит.
НАША справка:
Ярослав Иванов – 30 лет, закончил ЧВВМУ им. П.С. Нахимова по специальности "штурман", изучал радиотехническое вооружение. Занимался различными стартапами. Стоял у истоков Клуба робототехники и технического творчества в коворкинг-центре "IT-Sloboda", отвечал за методическую и учебную работу. Возглавляет клуб с июня 2016 года.