Композитор Барамыков рассказал, как открыл в талантливой девятикласснице звезду Азизу
В ближайшие дни на экраны Первого канала выйдет очередная передача Андрея Малахова "Пусть говорят". Ее героиней станет яркая, блистательная Азиза, которая откровенно расскажет о себе и о главной любви в своей жизни.
О том, как начинался путь этой замечательной певицы на большую сцену, мы попросили рассказать человека, который, по сути, является первым и очень важным в ее судьбе. Ведь именно он открыл миру такое незаурядное творческое дарование и феномен по имени Азиза, именно в созданном им ансамбле она когда-то начинала свою певческую карьеру.
Итак, знакомьтесь: у нас в гостях – музыкант, композитор, звукорежиссер, продюсер, актер и режиссер, генеральный директор студии "UNA records", композитор, написавший оригинальную музыку и песни более чем к 150 документальным и художественным фильмам, Владимир Барамыков, с которым нам удалось встретиться практически сразу же после его съемок в передаче Андрея Малахова.
– Здравствуйте, Владимир! Искренне рады, что Азиза вновь порадует нас своим появлением на телевидении. Но прежде, чем мы перейдем к этой теме, давайте вначале расскажем о Вас.
– Родом я из Ташкента, в свое время окончил Каршинское Государственное музыкальное училище по классу (теория музыки), продолжил образование в Ташкентском институте культуры (факультет режиссер массовых праздников). Затем поступил на учебу в Ташкентский Государственный Университет на исторический факультет. В университете создал один из первых в Узбекистане коллективов "КИБЕРГИ", который просуществовал до 1973 года. В 1978 году меня пригласили на работу в Концертное объединение "Узбекконцерт".
– Как Вы создали и возглавили мегапопулярный в Узбекистане ансамбль "САДО"?
– По достоинству оценив мою работу по созданию ансамбля "КИБЕРГИ" и программ для публичного выступления, директор Узбекконцерта Амо Рубенович Назаров и композитор Евгений Ширяев, в то время возглавлявший художественное руководство "Узбекконцерта", предложили мне возглавить ансамбль "Навруз" – своего рода "остатки" от ташкентского мюзик-холла. При этом коллективе и был квартет "САДО", который первоначально имел совершенно иной облик.
В его состав после предварительного прослушивания вошли Кумуш Раззакова и Мила Романиди. Двое других участниц – это Наташа Синякова и Алла Баяркина.
Коллектив был очень громоздкий и неповоротливый, более 40 человек – музыканты духовой секции, балет, солисты. Решением руководства было принято решение вывести ансамбль "САДО" из этого огромного коллектива, а мне поручили реорганизовать его состав и набрать новых музыкантов, сделав упор на женскую тройку.
А у меня возникла возможность обновить коллектив "САДО". Был объявлен конкурс на набор музыкантов и солистку. Музыкантов набрали быстро, а вот с солисткой-вокалисткой была большая проблема. Поэтому в новом составе нам пришлось работать дуэтом – Кумуш Раззакова и Мила Романиди (Наташа и Алла остались в ансамбле "Навруз").
И вот однажды один знакомый музыкант-педагог мне и говорит: "Слушай, у нас в музыкальной школе им. Успенского выступили девочки, заняли второе призовое место. Может, послушаешь их?" Оставил мне контактные телефоны, я позвонил и пригласил Азизу Мухамедову. Ей было тогда 16 лет, училась она в 9 классе на фортепьянном отделении. Когда она села за фортепьяно и стала петь, сомнений уже не было: эта девочка должна занять пустующую нишу и стать третьей в ансамбле! Я показал ее руководству, Азизу утвердили. Но предупредили, что будут проблемы, ведь она еще школьница, поэтому совмещать учебу и гастроли будет сложно.
Было сложно работать, поскольку основную гастрольную нагрузку взяли на себя Кумуш и Мила, план-то у нас был 19 концертов в месяц! По рядовым концертам продолжали ездить в составе дуэтом, а на центральных концертных площадках выходили тройкой. Но уже в январе группу постепенно стали узнавать, начала появляться популярность. Особенно это проявилось, когда мы выступили на совместных концертах с Геннадием Хазановым и Аллой Пугачевой в Ташкенте.
– А как судьба связала Ваше трио с Ялтой?
– В Министерстве культуры Узбекистана мне сказали, что в Ялте будет проводиться второй Всесоюзный конкурс на лучшее исполнение песен стран Социалистического Содружества. Выбор не заставил себя долго ждать: мы стали усиленно готовить репертуар, занялись пошивом костюмов.
По условиям конкурса, нужно было исполнять песню родного края, новую, никем еще не исполняемую, и три песни стран Соцсодружества. К тому времени мы уже сотрудничали с такими композиторами, как Раймонд Паулс, Евгений Ширяев, поэтом Ильей Резником.
До подготовки к конкурсу Паулсом и Резником был написан цикл песен об Узбекистане специально для ансамбля "САДО". Самая шлягерная песня получилась "Не смущайся". С ней мы вышли на сцену на Центральном телевидении в "Песне года-1981". Сама передача проходила в Ташкенте, где программу вела диктор телевидения Татьяна Каршилова (трагически погибла 4 сентября 1982 года в автокатастрофе).
На конкурс в Ялту (который проводился в рамках фестиваля "Крымские зори" раз в два года) мы приехали в августе 1981 года. Напомню, что в 1979 году на первом конкурсе призовое место занял Валерий Леонтьев. В числе конкурсантов было много знаменитостей того времени, да и сам состав жюри был просто звездный: И. Кабзон, С. Ротару, Ю. Богатиков, А. Орбелян, И. Резник. Возглавил состав жюри его председатель, композитор Марк Фрадкин.
Началась жеребьевка и, как это бывает, по стечению обстоятельств, мы вытягиваем самый "смертельный" билет №1. Обычно те, кто выступают первым номером, забываются после сотых исполнителей. Но наш выход на открытии конкурса сыграл свою положительную роль. Вы представить себе не можете, какое впечатление на жюри произвели зазывные первые звуки вступления двух карнаистов в песне "Самарканд"! Как будто сама судьба специально подбросила этот триумф и, как оказалось, счастливый конкурсный билет №1. Были исполнены еще две песни – афганская "Зикура" и вьетнамская "Хен хан гия гия о..." Конечно, эти призывные ноты начала конкурса врезались в память жюри, и мы ждали результатов первого тура, на котором добрая половина участников должна была отсеяться. А таковых было больше сотни. "Приговора" мы ждали четыре дня, но время зря не теряли – готовились ко второму туру в знаменитом ялтинском санатории "Узбекистан", где дирекция и администрация любезно предоставили нам сцену для репетиций – за что мы им очень благодарны.
В перерывах между заседаниями в жюри мы общались с Ильей Резником, который сказал: "Ребята, если вы не покажете что-нибудь сногсшибательное, то шансов на победу у вас не будет". Но в загашнике мы держали сюрприз – попурри из песен стран соцсодружества.
– Прием, который был Вами использован, пожалуй, впервые был представлен на советской эстраде?
– Это на самом деле так. Фрагментально насыщенная укладка нескольких песен давала возможность, во-первых, за минуту с небольшим понять, что это за произведение и к какой стране оно относится, а, во-вторых, значительно сокращало исполнительское время. Эффект перевоплощения быстрой смены мелодической структуры с использованием костюмированного переодевания или использования элементов атрибутики, относящейся к той или иной песне – все это вносило окраску театрализованного представления. А если еще это подкреплено хорошим вокальным исполнением и отличным музыкальным сопровождением, то успех был не за горами.
Отчетливо помню, как в 10 часов утра, когда жюри разместилось на балкончике для проведения второго тура в уютном зале театра им. Чехова, где проходил конкурс, повисла безмолвная тишина. Ведущие стали представлять ансамбль "САДО" и перечислять песни из репертуара, который мы должны были исполнять. Сыграл опять свою положительную роль пресловутый первый номер. Уставшее от четыредневных просмотров первого тура жюри, вдруг во всей этой разношерстной палитре исполнителей увидело необычное выступление трех удивительно талантливых и способных девочек из Узбекистана! Открылась сцена, и под аплодисменты зрителей пошло попурри песен стран Соцсодружества. Заводная венгерская песня "Кэтика" переходила плавно в польскую "Живна росса" – на голову надевались сплетенные венки. Из польской мелодики вырастала вьетнамская экзотическая песня "Хоп кон гия гия о..." с надеванием вьетнамских соломенных шляп. Все это сопровождалось безукоризненными хореографическими движениями. Ну а завершающим триумфом была песня "Мода, мода, мода", где девочки за секунды были переодеты двумя костюмерами в новые модные современные костюмы. И вот... звучит последний аккорд, поставлена точка в выступлении.
Зал взрывается громкими аплодисментами, и минут пять не отпускает ансамбль со сцены, все бисируют! Жюри встает, поднимается со своих мест и стоя, в такт, начинает аплодировать взорвавшейся публике. В душе мы чувствовали, что это ПОБЕДА. На душе была неописуемая радость.
Еще два дня мы ждали результатов, но заранее знали, что прошли в третий тур. Он был уже показательным. Жюри заседало допоздна, предупредив, что результаты будут только утром. Но исполнители не собирались уходить из театра Чехова – всех интересовал результат. Каждый находился в стрессовом состоянии, поэтому победителей объявляли глубокой ночью, почти под утро.
Первое место безоговорочно и единогласно было присвоено ансамблю "САДО". Мне, его художественному руководителю, вручили диплом "За лучшую постановку программы". Радости нашей не было предела! Я сразу же позвонил в Ташкент в "Узбекконцерт" и сообщил о том, что мы заняли первое призовое место. Газеты распространили эту информацию – ликовали родные, друзья, поклонники в Узбекистане. Под утро мы совершили рейд вдоль Ялтинской набережной с возгласами "Мы победили!!!"
После победы на конкурсе открылись двери для всех концертных площадок страны и в первую очередь – Государственный, Центральный концертный зал "Россия", где мы выходили работать в смешанных концертах со всеми звездами советской эстрады. Стоять на сцене рядом с известными артистами было почетно и авторитетно.
– Но ведь вы не только успешно гастролировали по стране, но и не менее успешно учились?
– Мы успевали все. Азиза закончила музыкальную школу и поступила в Ташкентскую консерваторию на фортепианное отделение. Кумуш и Мила – на учебу в Ташкентский театральный институт им. Островского на факультет "Актриса театра и кино". Я продолжал учебу в Ташкентском государственном институте культуры на отделении "Режиссер эстрады и массовых праздников".
Отовсюду посыпались предложения на гастрольные поездки, теле- и радио передачи по местным и центральным каналам "Маяк", "Ровесник" и так далее. Но самое главное предложение последовало от нашего директора "Узбекконцерта" Амо Рубеновича, который предложил нам... поехать в Африку!
Первая поездка предстояла нам в Анголу. По приезду в Москву на двухдневную репетицию мы подготовили программу для прослушивания представителями "Госконцерта", министерством культуры СССР и двумя работниками идеологического отдела ЦК партии.
Обсуждение началось буйное. Меня вызвали на собеседование, не дав даже возможности переодеться. Так я и просидел в концертном костюме все обсуждение. Большинству программа очень понравилась и все прошло "на ура". "Госконцерт" и представители Министерства культуры СССР одобрительно выступили в поддержку нас.
Но в бочке с медом обязательно должна быть ложка дегтя – и это случилось. Когда очередь дошла до партийных работников, а им было в то время далеко за 70, началась полемика: один из них высказал такую точку зрения: вот вы, мол, отправляете ансамбль на Африканский континент, где по гастрольному маршруту пролегают капиталистические страны. А уверены ли в том, что та же Азиза, которой к тому времени было всего 18 лет, не сбежит, не выйдет замуж? Да и другие девочки тоже могут поддаться капиталистическому соблазну!
И, тем не менее, обсуждение закончилось положительным результатом: 1 июня 1982 года мы уже летели Аэрофлотом на Африканский континент с дозаправками и остановками по маршруту следования. Предстояли гастроли во многих странах мира: Мадагаскар, Сейшельские острова, Танзания, Руанда, Эфиопия, затем Вьетнам, Лаос, Германия, Австрия, Швейцария. Коллектив дважды побывал в Афганистане – в 1982 и 1984 году.
Сегодня каждая из бывших солисток "САДО" выбрала сольную карьеру, они до сих пор успешно выступают, имеют своего зрителя и любовь публики. Азиза и Мила – в России, Кумуш – в Узбекистане и за рубежом. Позже стала заслуженной артисткой Узбекистана.
Конечно, я периодически поддерживаю с ними связь, когда бываю в столицах – Москве и Ташкенте. Недавно был приглашен на передачу "Пусть говорят", посвященную Азизе, чтобы напомнить, что ее творческий путь начинался в ансамбле "САДО", когда ей было всего 16 лет. И кто знает, как сложилась бы ее судьба, если бы не его Величество Господин Случай. То, что она талантлива – несомненно! Она задала высокую планку исполнения в программе "Точь в точь" на центральном телевидении. Путь Азизы был тернист и нелегок, но она, как истинный боец, всегда шла только вперед. Ее закалили военные тропы Афганистана – напомню, что ансамбль "САДО" с концертами побывал в Кабуле, Кундузе, Мазари-Шарифе, подвергая свою жизнь опасности. Нашу колонну расстреляли и устроили грандиозную аварию на пути следования из Мазари-Шарифа на совместное предприятие – фосфатный завод. Несмотря на этот инцидент, коллектив мобилизовал свои силы и успешно выступил перед работниками этого предприятия.
Так что, смелости и мужества Азизе не занимать – как и искренней любви к своей профессии. Ее творческое "я" формировалось на сценах и концертных площадках мира. Именно эти качества вывели ее на лидирующие высоты эстрадного Олимпа, где она и сегодня сияет яркой восточной звездочкой в калейдоскопе музыкального искусства.
Беседовала Мария Санина.
Фото: из личного архива Владимира Барамыкова.